Жительница села Долгодеревенского Сосновского района Челябинской области рассказала о своей работе.
В моей работе нет права на ошибку
Мария Морозова пришла в сферу художественной деятельности не случайно. Уже в семь лет девочка точно знала, чем хочет заниматься в жизни. И родители поддержали ее выбор.
Портрет выполнен маслом
– С детства я уже знала, чему посвящу все свои силы и время, – рассказывает Мария. – Заниматься рисованием начала в изостудии ДК «Смена» на ЧТЗ. Затем перешла в Детскую художественную школу искусств в центре Челябинска. Вопросов куда поступать после окончания школы даже не возникало. Поступила в Челябинское художественное училище (сейчас Южно-Уральский государственный институт искусств имени Петра Чайковского). Затем училась в Челябинском государственном институте культуры. Так, к 23 годам я закончила свое образование как художник-живописец. Дальше была постоянная практика в оттачивании приобретенных навыков и изучение новых.
Мария рисует портреты на заказ
Сейчас Мария рисует портреты, пейзажи, натюрморты маслом, пастелью, соусом. Может сделать модульную картину и настенную живопись. Но основным родом занятий художницы в последние шесть лет стало создание портретов на памятниках.
– Эта работа привлекла меня тем, что здесь практически нет права на ошибку, – рассказывает девушка. – В эту сферу идут люди, как правило, с большим опытом работы с портретами. На тот момент у меня уже был хороший багаж в этой направленности. Около семи лет я занималась портретной живописью маслом и в технике пастель. Знакомые предложили попробовать работу на камне. Учитывая все риски, я согласилась. Это было чем-то новым и кардинально иным. Очень интересный опыт.
Клиенты просят сделать портрет посимпатичнее
Создание портрета на памятнике начинается с фотографии, которую приносит заказчик.
– При выборе фотографии объясняю клиенту, что качество должно быть четким, чтоб были видны все линии и пропорции, – рассказывает Мария. – Должен ясно читаться разрез глаз, форма носа, губ, овал лица и прочее. Не беру мутные фото, совсем плохого качества. Бывает, что я отказываюсь от работы, так как порой люди приносят такой материал, из которого не выхватить ничего. Предлагаю либо найти другие фото, либо обойтись без портрета, так как, он будет неузнаваем. В основном соглашаются и находят подходящие по моим требованиям фотографии.
Фото обрабатывается на компьютере, увеличивается до нужных размеров и печатается. Затем переводится на камень. Художник «набивает» объемы, свет, делает выразительнее черты лица. Дальше уже вместе с клиентом по его пожеланиям подправляется портрет.
– На этапе доработки клиенты обычно просят сделать портрет посимпатичнее. Это значит убрать морщины, двойной подбородок и лысину. Из перечисленного соглашаюсь убрать сеточку мелких морщинок, сгладить мешки под глазами, но не сильно, а то получается ботексная раздутая физиономия. Человек становится неузнаваем. С облысением у мужчин тоже бывают казусы. Было, что попросили челку погуще сделать, но из-за такой прически сильно меняется лицо, о чем предупреждаю. Двойной подбородок – отдельная тема. Просят убрать, но я же не знаю, какая форма подбородка была. Поэтому прошу сразу приносить фото, где родственник помоложе, не облысевший и не пополневший. Отсебятину я не делаю, строго работаю по фотографии, которую предоставили. Максимум смягчаю морщины.
Помимо портрета заказчики могут попросить нарисовать и что-то другое – дом, машину, самолет, цветы, свечи, книги.
Рисунки, выполненные на камне
Стоимость работы зависит от размера заказа. Стандартный размер (чуть больше формата А4) занимает по времени полный день работы и стоит 5000 рублей.
Инструменты для работы по камню специализированные. Это машинка с алмазной иглой наподобие машинки, которой делают татуировки. И специальные иглы, которые собираются в пучок для растушевки и фона.
Кроме грибов и конфет ничего не видели
Каждый человек не раз слышал мистические истории о загробной жизни и об оживших покойниках. За шесть лет работы рядом с кладбищем Марию сотни раз просили поделиться какой-нибудь историей в этом духе.
– Можно было бы, конечно, напридумывать разной жути, но я врать не стану, – признается Мария. – Лично в моей практике работы в таком необычном месте ничего подобного не было, хотя и часто мы оставались работать допоздна. Я работаю на Митрофановском кладбище в Челябинске. Наш офис находится около главного входа. Частенько, уже под конец сезона работаем до темноты. Бывает, нужно сходить с начальницей на кладбище и проверить работу наших установщиков. Обычно хожу с ней за компанию. Но за столько лет, кроме грибов и конфет с печеньем, ничего не видела. По темноте тоже ходили часто. Вот с заказчиками бывают такие истории. Тем, правда часто являются умершие родственники. Может, это горе с людьми такие вещи делает, что они являются им постоянно во снах? В основном это пожилые люди. Часто одинокие, поэтому живут прошлым. Рассказывали даже, что как поставили они у нас памятник, так довольный родственник потом приходил и благодарил их, мол, понравилось все, перестал во снах ворчать. Не знаю, ручаться не могу… Все может быть, а может, свою душу люди успокаивают… Очень жалко наших бабушек и дедушек, которые овдовели. Печально видеть родителей, которые хоронят своих детей.
Еще один часто задаваемый вопрос Марии: не боится ли она «работать» с умершими людьми.
– Обычно в этом случае отвечаю вопросом на вопрос – не боятся ли они так близко иметь дело с умершими композиторами и певцами, слушая музыку Моцарта, Бетховена, Цоя или группы «Queen»? Или любуясь картинами мастеров эпохи Возрождения? Там ведь изображены давно умершими художниками давно умершие люди. Получается достаточно забавно. Если учесть, что за миллионы лет существования нашей цивилизации, мы все только и делаем, что ходим по костям. Проблема, как мне кажется, в головах. Не стоит слишком сильно впечатляться данной темой. Это абсолютно естественный процесс. Тем более бояться надо не мертвых, а живых. А страха перед умершими нет и никогда не было.