Задуматься о смене резины стоит, когда термометр начинает выдавать среднесуточную температуру порядка 5-7 градусов тепла, это тот рубеж, после которого в любой момент могут прихватить заморозки.
А с ними снег, гололёд, ледяные дожди и прочие неприятности. Кто-то предпочитает шипы, кто-то липучки. Что лучше – однозначно не ответишь, но и те, и другие предназначены для эксплуатации зимой.
Стиль вождения зимой
Переобулись, и в «бой»? Не тут-то было – сначала попробуйте понять, насколько изменилось поведение автомобиля. В отсутствие других участников движения на прямой сделайте несколько торможений от слабого до сильного – определите момент блокировки колёс или момент срабатывания AБС, если она имеется. Оцените, как реагирует автомобиль на поворот руля, сознательно пустите его в занос и попробуйте выровнять, эту процедуру лучше выполнять на какой-нибудь площадке.
Следующее, что следует изменить, – скорректировать стиль езды, а для этого следует перенастроить свой процессор (мысли в своей голове). Основные резервы нашей безопасности на дороге скрыты именно в поведении.
Раньше такого количества аварий на дорогах не было. Возразите, что машин на дорогах было меньше. Тогда вспомните, когда и на каких автомобилях ездили. Корыто, резина – у кого что есть – порой разная и без протектора, об АБС или чём-то подобном даже не мечтали. И ничего – ездили.
Итак, переходим к плавному и расчетливому стилю вождения заранее, не дожидаясь, пока дорога покроется корочкой льда. Уменьшаем скорость, увеличиваем дистанции и интервалы. Хоть зимние покрышки и приспособлены для езды в суровое время года, сцепление с асфальтом у них всё равно меньше. А это ведёт к увеличению тормозного пути и более раннему срыву в боковое скольжение в повороте.
Коварный зимний асфальт
Снег и лёд у многих вызывает желание сбросить скорость, а как воспринимать чистый асфальт? В межсезонье он очень коварен. Сухое на вид покрытие может быть покрыто тончайшей корочкой льда, причём не везде, а местами. Атмосферная влага, конденсируясь на холодном полотне, превращается в слой тончайшего, так называемого, «чёрного льда». При этом по виду скользкая дорога абсолютно ничем не отличается от сухого шершавого асфальта.
Как определить такие места? Следить за тем, что тебя окружает. Туман в минусовую погоду, особенно возле водоёмов, иней на траве и деревьях – первые признаки. Следует обратить внимание и на то, что асфальт остывает по-разному. На мосту, например, покрытие остывает быстрее, следовательно, и вероятность появления льда на нём раньше. Те же мосты, проложенные над водоёмами, покрываются льдом намного быстрее из-за повышенной влажности и испарений, идущих от поверхности воды.
Есть и более практичные приёмы. Идёте к машине – пошаркайте ножками по покрытию, и простое, на первый взгляд, движение может дать вам бесценную информацию. Начав движение, резче надавите на газ. Не разгоняется – делайте выводы.
При езде смотрите не только под колёса, но и вперёд. Поведение встречных и попутных автомобилей может о многом сказать, да и обстановка на дороге, например, пробка впереди. Обратите внимание на металлические стыки путепроводов и мостов, переезды через трамвайные и железнодорожные пути – металлические элементы охлаждаются и покрываются льдом быстрее, чем толща асфальтобетонного покрытия.
Особое внимание местам перед пешеходными переходами, перекрёстками и остановками общественного транспорта. Здесь автомобили часто тормозят и разгоняются – снег спрессовывается и превращается в лёд, который к тому же полируется колёсами. Перед стартом на «зелёный» подождите пару секунд, кто-то может заканчивать манёвр, да и выезжать, как это ни кощунственно звучит, прикрывшись соседями, безопаснее. Сигналят сзади – не обращайте внимания, целее будете.
Готовимся к снегу и сумеркам
Ещё один из краеугольных камней безопасности – обзорность. С наступлением осени и зимы мы всё больше и больше времени проводим в сумерках и темноте, в условиях дождей и снегопадов.
Проверьте работоспособность светотехники, передних и задних противотуманных фар и фонарей, подогревов стёкол и зеркал. При необходимости замените дворники, залейте незамерзайку, не дожидаясь пока термометр опустится ниже нуля. Вспомните про щётку для снега и скребок, это удобнее коробки из под CD.
Самые большие проблемы предзимья наступают в первую неделю после наступления заморозков и выпадения снега. Водители ещё адаптированы к хорошему покрытию с хорошим сцеплением. Чтобы перестроиться на новые условия вождения, необходимо какое-то время. Как правило, все серьёзные аварии происходят именно в первую неделю снегопадов и гололёда. Сократите количество поездок в это время или вообще откажитесь от них. Пусть «день жестянщика» празднуют без вас. Да, вы подготовились ко дню, когда для всех неожиданно становится скользко. Но где гарантия, что остальные участники дорожного движения шагают с вами в ногу.
Несколько слов и для пешеходов. Перед тем, как выходить на проезжую часть, трижды оцените условия, дистанцию и способность автомобилей экстренно остановиться. Далеко не факт, что водитель, приближающийся к вам, перестроился на «зимний лад». Не спешите и действуйте «с запасом».
Ну и, совет для всех – думайте за других, прогнозируйте наихудшие варианты развития событий и действуйте, учитывая их. В вашем поведении скрыты основные резервы безопасности на дороге!