В Сосновском районе прошел 2-ой районный межпоселенческий цеховой смотр художественной самодеятельности.
26 ноября на сцену районного дома культуры вышли учителя, служащие, работники администрации, педагоги детских садов, работники предприятий из 10 поселений, представив различные виды самодеятельного творчества на суд строгого жюри и верного зрительного зала.
В районном межцеховом смотре художественной самодеятельности приняли участие команды из Алишевского, Вознесенского, Долгодеревенского, Есаульского, Кременкульского, Мирненского, Полетаевского, Рощинского, Саргазинского и Солнечного поселений. Не приехали на смотр артисты из Архангельского и Теченского поселений. Не могу судить, как прошел внутрипоселенческий смотр в Архангельском поселении, а у Теченцев был, посмотрел номера – они вполне бы могли составить конкуренцию ряду выступивших сегодня команд.
Я постараюсь коротко представить поселения, сказать несколько слов о представленных программах, высказать замечания, пожелания и, конечно, похвалить. Это не только мои суждения, вокруг меня были зрители, я пообщался с профессионалами, занимающимися пением, танцами, эстрадой, поговорил с членами жюри, слышал их мнения, присутствовал на жаркой дискуссии оценки выступлений, поэтому точка зрения будет объективной.
Первыми на сцену вышли представители Алишевского сельского поселения, где основную роль в подготовке к смотру сыграла Сирюсинская общеобразовательная школа. Из Альфии Кутлухужиной царица всегда получалась замечательная, к образу претензий нет, а вот к автору текста есть – длиннота со вступительным словом не оправдана. Да и царица какая-то кровожадная: тому в прошлом году голову отмахнула, видать на первом смотре плохо пел, за второй грозилась повесить. Если бы фильм про Екатерину Великую снимали, согласен, из истории слов не выкинешь. На смотре хорошо бы быть милосерднее. Понравилась башкирская эстрадная песня. Особенно припев.
Кременкульское сельское поселение, скажу сразу, было вне конкуренции. Ни одной затяжечки. «Товарищ Крылова и товарищ Огурцов» – безупречны. Разнообразие жанров. Рок-н-рол и стиляги! Зажигательный танец в исполнении молодых танцовщиц. Тут же смена: народный хоровод с песенным дуэтом и песней «Ой цветёт калина». Театральная миниатюра-пародия на фильм «Кавказская пленница». Нотки кавээновского СТЭМа. Удачные находки в монологах, включённые в миниатюру песни и поминутно сменяющееся действо. Школьный вокальный ансамбль во главе с директором Лилией Харисовой. Заключительный выход всей команды поставил жирную точку. То есть, после такого выступления, длившегося двадцать минут, сомнений не оставалось – претендент на победу есть.
Есаульцы отличились обилием мужчин. Молодых мужчин, способных так легко чувствовать себя на сцене. Мне потом поведали: педагогический колледж №1 и УралГУФК в подготовке кадров творят чудеса: петь, танцевать, рисовать, читать стихи его выпускники могут днём и ночью. Почему я это говорю? Потому что вписанными в действо танцев были Кязим Кязимов и Антон Шайнуров. Вадим Сивенков и Юрий Ключников были на вторых ролях. Не обижайтесь, мужики, но из зала виднее. Но вы тоже молодчины, потому что не отнекались, не испугались. Пошли и сделали! Нижайший реверанс в сторону дам: Наталья Ключникова, Елена Сагитова, Алёна Заварухина, Ольга Хромых – вас хотелось расцеловать всех вместе и каждую в отдельности. Вашу бы динамичность да в начало, когда зритель немного устал слушать препирательства мамы с сыном: Какое кино? Где кино? Снимаем кино! Мама, будь режиссёром. Но танцовщица из мамы лучше.
О выступлении Полетаевского сельского поселения многое скажет фраза, пойманная мной в комнате заседания большого жюри:
«От Полетаевцем мы ожидали многого. И ожидания наши не оправдались».
Во мнениях был огромный разнобой: кто-то похвалил костюмы при исполнении песни из кинофильма «Ирония судьбы», а кому-то больше Мэри Поппинс понравилась. Третьим запомнился танец с картами. К сожалению, мне не довелось узнать имя центральной цыганки, вот она публику держала. Тут уж ничего не скажешь, человек в образе на сто процентов. Полетаевцев спасла соборность, от одной организации, один номер. И получилось, что в жанровом разнообразии у них полный ажур. Танец современный, сольная песня, трио, сюжетный танец цыганок.
Соборности не хватило Долгодеревенскому поселению: из пяти десятков учреждений в смотре приняли участие два. Большебаландинская школа и Челябинское ЛПУ МГ.
Без всякого преувеличения скажу, что члены жюри, тесно связанные с творчеством, умеющие оценивать сольное пение, ритмичность в хореографии, сказали:
«Алла Есауленко и Линар Хасанжанов обладают высоким певческим мастерством. Для коллектива школы, где нет даже сельского клуба, продумать и поставить пантомиму с любимыми героями комедий и танец «Зайчиков» – целое явление в самодеятельном творчестве».
И чаша весов с одним из призовых кубков несколько раз клонилась в сторону этого поселения. Но…
Думаю, самое время процитировать заместителя главы Сосновского района по социальным вопросам Людмилу Ефимову.
– Межпоселенческий смотр художественной самодеятельности – это не только хорошая работа самодеятельных артистов на сцене, – сказала Людмила Алексеевна,
– Это ещё и организационная работа главы поселения. Мне известно, что Глинкин, глава Кременкульской сельской администрации, к своему поселенческому смотру привлёк десяток организаций. И о выступлении своих лучших коллективов позаботился. Позвонил и спросил, снимут ли с него баллы за то, что не пятнадцать минут будет выступление, а двадцать? И согласился баллы потерять, но дать людям выйти на районную сцену, потому что они у себя в поселении до отказа выложились. И возьмём районный центр. Где ОМВД? Где больница? Когда я знаю, что там есть таланты. Где другие многочисленные организации. У мирненцев, вон, два человека из администрации поселения выступали. Выступление школьных коллективов, выступление детских садов – хорошо. Мы знаем, к каким творческим людям попадают наши дети, но хочется, чтобы выступали в этом конкурсе врачи, продавцы, журналисты, рабочие предприятий. Привлечение – это целиком и полностью работа главы поселения. И работы такой у некоторых я не увидела. Марию Борисовну (Агафонова Мария Борисовна – начальник управления образования Сосновского района) буду просить, чтобы коллективы школ и детсадов, принявших активное участие, отметила.
Солнечное сельское поселение было представлено работниками социального приюта. Во время выступления я у себя в блокноте черкнул: «Пошла социальность!» И подтверждение правильности своего предположения нашёл у членов жюри, одобривших ход мыслей педагогов социального приюта. У Чертовой Татьяны получился замечательно весёлый Буратино, Татьяна Мицукова отмечена за социальность песен, Любовь Казаченко претендовала на приз за художественное слово, но ей на сцене добиться нужного эффекта помешал Буратино. Попытка обернуть шарфом непослушного мальчишку сказывалась на технике чтения. Зал слышал «Я свяжу…» «тебе жизнь» пропадало, потому что актриса отворачивалась от микрофона. А когда догадалась к нему повернуться, пролетело уже половина стихотворения.
Мирненское сельское поселение заявилось дуэтом Кота Базилио и Лисы Алисы, с подобающими атрибутами и живым пением. Но потом последовала длиннющая сцена из любимого, много раз виденного фильма «Любовь и голуби». Мирненцы рассказывали, что в поселении, при битком забитом зале дома культуры дядя Митя был встречен на «ура», сцена сорвала бурю аплодисментов, утонула в смехе зрителей. И тут нужно отдать дань специфичности восприятия сцены на местах. Для зрителей Мирненского дома культуры выступления своих, что-то из ряда вон. Вчера вместе в магазине в очереди стояли, а сегодня соседка, как Дорошина, как Юрский, как Гурченко. Вот это да!
Перенесли действо на районную сцену. И здесь никто мирненских артистов в обычной жизни не знает. Зритель сидит и тихонько шепчет другому:
«Дед так, ничо, но хоть бы сапоги нагуталинил. На сцене все-таки».
Не хватает незнакомому зрителю ни накала страсти, ни иронии. В зрительском кресле очень хорошо чувствуешь грань между игрой и подражанием. Долго всё было. И кое-где вымучено. Но многолико. Мне очень приглянулась фраза:
«Кина без танцев не бывает!»
И в год Российского кино ударили по индийскому Болливуду.
Индийское кино спародировали саргазинцы. С разными жанрами у них был большой напряг, но индийские танцы в их исполнении мне понравились больше всех. И другим членам жюри, кстати сказать, тоже. На утончённую пластику и движения мышцами живота они не претендовали, но на сцене вели себя раскрепощённо, знали, какое па за каким следует, глаз в сторону партнёров не косили и по-женски в индийских костюмах выглядели очаровательно.
Рощинское поселение выиграло тем, что сразу объявило: участвует коллектив детского сада посёлка «Славино». От многих доводилось слышать:
«Нужны мы им. Они там все городские».
Оказывается, местные. Задорные и молодые. Ирина Тоцкая, член жюри, известный человек в кругах, близких народному творчеству, сразу отметила выступление с художественным словом. Галине Абдаловой в этом жанре равных не было.
Совершенно не удалась клоунада. Многим кажется, скорчи кривую рожу, и будет клоунада. Но это не так. Выступление клоуна, да ещё лишённое слов, это целая философия. В миниатюре показать мироощущение и миропонимание, над чем-то посмеяться, над чем-то в душе заплакать, вздохнуть и покориться или наоборот, улыбнуться и во всех вселить надежду и радость.
Я не знал ситуации в Вознесенском сельском поселении, поэтому длинная сцена из «Золушки» воспринялась иронично. Особенно в тот момент, когда начались манипуляции с тыквой. Хотелось крикнуть: «Карета с лошадью будет?» Зажегся свет. «Да!» Карета и лошадь, костюмы – грандиозно. Выход на сцену, когда и репетировать-то, кроме школы, негде – подвиг. Как говорил наш первый президент: «Главное, начать! Потом углубить!» Вознесенцы начали. И за это им большой респект и уважуха, как говорят молодые. В среде членов жюри отметили хорошую игру двух дочек злой мачехи. Мне очень симпатична была Золошка, особенно на балу, но ей и принцу не отвели главной роли. Их танец оказался закрыт другими парами. На сцене главный тот, кто ближе к рампе.
Критиковать и разбирать все выступления надо, чтобы в третий раз было ещё лучше, чем во второй. Но главная подоплёка всего действа межцехового смотра – объединение людей. Не сидение у телевизора, не злобствование в интернете по поводу и без повода, а живое общение. Несколько недель в своем коллективе, где люди с разных сторон открылись: и петь умеют, и плясать пробуют, и реквизит из дома стащат. И даже каракулевой шубы для сценки не пожалеют. Потом вот такое большое мероприятие, где не столько важны кубки и премии, а возможность на других посмотреть, себя показать, адреналину хапнуть, потом собраться коллективом и перемыть всем кости за допущенные несправедливости, потому что у нас (каждый про своё выступление подумал) было лучше.
В конце вечера наступает неосознанное счастье.
Но кубки и грамоты тоже получать приятно.
Лучший ведущий Никита Лукашин (Кременкуль);
Лучший эксклюзив Танцевально-музыкальная пародия на индийский фильм от команды Саргазинского сельского поселения;
Лучшая театрализация: актёрский коллектив Вознесенского сельского поселения;
Лучший вокальный дуэт, ансамбль: Вокальный ансамбль Кременкульской школы;
Лучший вокал: Линар Хасанжанов, Челябинское ЛПУ МГ, Долгодеревенское поселение;
Лучший хореографический номер: «Буги-вуги» в исполнении танцевального ансамбля Есаульского сельского поселения;
Лучший чтец художественного слова: Галина Абдалова, Рощино;
Приз зрительских симпатий: «Танец Зайцев» коллектива Большебаландинской школы Долгодеревенского поселения;
Приз жюри: команда детского социального приюта Солнечного сельского поселения;
Приз главы Сосновского района: команда Алишевского сельского поселения;
Кубок за третье место: Полетаевское сельское поселение;
Кубок за второе место: Мирненское сельское поселение;
Кубок за первое место Кременкульское сельское поселение.
У этих неосознанного счастья в два, три, пять раз больше.