В начальной школе села Долгодеревенского Сосновского района Челябинской области прошел районный семинар, на котором педагоги и ребята из начальных классов продемонстрировали учителям со всего района свой вариант проведения предметной недели русского языка и литературы.
Гостями семинара стали учителя начальных классов школ района, а в качестве принимающей стороны выступили начинающие артисты, чтецы, танцоры из 2-4-х классов Долгодеревенской школы. Семинар стал финалом Недели филологии, в которой приняли участие педагоги, ученики и родители.
Предметные недели – привычные мероприятия для любой школы. Школьники — от мала до велика — погружаются то в мир математики, то природы или литературы. Задача учителей не просто загрузить ребят очередной порцией знаний, а развернуть предмет совершенно новой стороной –удивительной и необычной. Так литературу 18-го века можно изучать по учебнику, а можно по любительским стихам, которые молодежь писала друг дружке в милые альбомчики. Именно такой – свежий и неформальный подход выбрали организаторы недели филологии. В план включили, вроде бы традиционный, каллиграфический диктант – но написать текст предложили одновременно детям и родителям. Отличные результаты показал конкурс чтецов, выявив настоящих самородков декламации. Задания на литературные темы выполнили даже малыши из кружков прикладного творчества.
Посмотреть на пластилиновые иллюстрации сказок, исследовательские проекты по «книгам-юбилярам», шедевры бумагопластики пригласили воспитанников детсадовских групп, работающих при Долгодеревенской начальной школе. Пора привыкать – в будущем году дошколята сами станут участниками тематических мероприятий. На выставку детских изданий ребята собрали исключительно те экземпляры, которые принадлежали их родителям в детстве или даже бабушкам с дедушками. Некоторые книжки-ветераны уже совершенно незнакомы современным школьникам. Некоторые по-прежнему актуальны. Среди «нетленных» произведений оказалось много сказок, стихов и прозы русских писателей 19-20 веков, шедевров устного народного творчества.
Возможно, постоянный интерес детей всех поколений к литературе этого периода и заставил организаторов Недели филологии сделать акцент на классической русской литературе. И проверка безударных гласных и «азбука вежливости», буктрейлер и развитие орфографической зоркости – все открытые занятия проводились на основе знакомых произведений, с использованием любимых героев.
Финалом Недели филологии стал открытый районный семинар, во время которого в каждом классе демонстрировались фрагменты занятий по литературному чтению, внеурочной деятельности, развитию познавательных способностей, внеклассному чтению и русскому языку. Гости с интересом следили за ребятами, которые работали поодиночке и в группах, искали верные варианты ответов, читали басни, изучали речевой этикет. Очень зрелищным было занятие по поэтам 19-го века в 4-м классе. Буриме, шарады, чтение стихов и финальный вальс – на 40 минут дети словно окунулись в атмосферу литературной гостиной. Родители постарались, чтобы наряды, прически и реквизит максимально соответствовали эпохе.
После окончания открытых занятий учителя собрались в актовом зале, ставшем на час театральной гостиной. Учителя 5-ти начальных классов выступили в роли режиссеров мини-спектаклей, призванных расширить рамки школьных уроков по русскому языку и литературе средствами театрального искусства. Прочесть сказку, посмотреть мультфильм – это одно. Самому сыграть на сцене Лису, Журавля, Двоеточие или Гусыню – совсем иное – другая отдача, другое восприятие зрителями-сверстниками.
Большое впечатление на учителей произвели все без исключения юные сценичные артисты, прекрасный декламатор юмористической прозы Володя Долгушев, живописная ведущая О. М. Комышева, а также костюмы и декорации, которыми были обеспечены все мини-спектакли.
В заключительной части семинара гостям рассказали о социальном проекте «Школа-библиотека», нацеленном на формирование интереса к чтению.
Заместитель директора Долгодеревенской СОШ В. Г. Повышева, комментируя успех проведенного семинара, пояснила, что все предметные недели в начальной школе проходят также ярко и насыщенно, как и завершившаяся Неделя филологии. В этом году долгодеревенские педагоги сами предложили познакомить коллег с наработанным опытом, предложить для внедрения собственные методики формирования интереса к филологии.