В апреле США могут ввести пошлины на импорт российской стали. С таким предложением выступило Министерство торговли страны.
Рекомендованный тариф для производителей из России и ряда других стран — 53%, сообщает сайт RT. Таким образом администрация Дональда Трампа якобы пытается поддержать американских металлургов. Однако эксперты уверены: за подобным протекционизмом стоят политические мотивы.
Планы Дональда Трампа по развитию промышленного производства в США плохо увязываются с предложением ввести заградительные пошлины на поставки металлургической продукции из России, Китая и ряда других стран. Такое мнение высказал торговый представитель России в США Александр Стадник, комментируя инициативы американского торгового ведомства, обнародованные 16 февраля.
Как отметил российский торгпред, ограничение импорта металлургической продукции с большой долей вероятности выльется в значительный рост цен на внутреннем рынке США. Это, в свою очередь, приведёт к тому, что реализация крупных инфраструктурных проектов в Штатах подорожает в несколько раз.
Согласно американскому законодательству, президент может ввести торговые ограничения, если анализ покажет, что эти меры необходимы с точки зрения национальной безопасности.
16 февраля 2018 года торговое ведомство США обнародовало результаты исследования, а также рекомендации по дальнейшим действиям для главы государства. Министерство торговли проанализировало поставки алюминия и стали и предложило на выбор Трампу несколько вариантов мер по защите отрасли.
Что касается импорта алюминия, здесь эксперты Минторговли считают возможным либо ввести общую для всех поставщиков пошлину в размере 7,7%, либо обложить налогом в 23,6% «все продукты из Китая, Гонконга, России, Венесуэлы и Вьетнама», либо ограничить импорт в принципе, заморозив поставки на уровне 86,7% от прошлогодних объёмов.
В отношении стали также подготовлено три возможных сценария. В первом случае предлагается установить 24-процентную пошлину на все поставки. Во втором предлагается поднять налог на импорт стали из 12 стран до 53%. Речь идёт о России, КНР, Бразилии, Вьетнаме, Египте, Индии, Республике Корея, Коста-Рике, Малайзии, Таиланде, Турции и ЮАР. При этом аналитики Минторговли США считают рациональным оставить объёмы импорта стали на уровне прошлого года. По третьему сценарию предлагается ограничить все поставки стали в США на уровне 63% от показателей 2017 года.
Сейчас поставки металлургической продукции в США в подавляющем большинстве случаев осуществляются на беспошлинной основе: в 2003 году США открыли свой рынок для импорта стальной продукции, отменив заградительные пошлины для зарубежных поставщиков и установив минимальный ценовой порог. Однако в марте 2016 года американское Министерство торговли заподозрило ряд поставщиков в демпинге и решило обложить импорт стали 17-процентным налогом, но уже в сентябре это решение было отменено.
Решение о грядущих поставках стали и алюминия Дональд Трамп должен принять в середине апреля. При этом Белый дом вправе отказаться от предложенных мер либо скорректировать их.
В отчёте американского Министерства торговли говорится, что с 2011 по 2017 год импорт стали из России вырос почти втрое — до 3,1 млн тонн в год. При этом Китай за аналогичный период поставил на треть меньше стали. Но самых впечатляющих показателей добился Вьетнам, нарастив свои поставки за шесть лет на 506% — с 120 до 727 тысяч тонн в год.
Штаты ввозят почти в четыре раза больше стали, чем экспортируют.
Хотя проблемы в металлургической отрасли США начались ещё в годы президентства Барака Обамы, некоторые СМИ склонны здесь искать пресловутый русский след.
Так, нынешнего лидера Дональда Трампа, которого не раз подозревали в связях с Кремлём, обозреватель издания The Hill Джо Иннейс призвал ввести протекционистские меры, чтобы доказать свою невиновность. Если подобная политика никак не затронет Россию, то это может вызвать «ещё более серьёзные подозрения», отмечает издание.
Российские эксперты также усматривают политическую подоплёку в торговой инициативе Белого дома: «Приготовления Министерства торговли США похожи на очередную политическую демонстрацию».
Полноценная торговая война может начаться уже в этом году.