В Челябинской области производители молока сталкиваются с небывалой конкуренцией при реализации натурального здорового продукта.
Очки с увеличением в 160 раз
Их постоянно рекламируют по спутниковым телеканалам. До недавних пор мы с соседкой посмеивались – зачем нужны такие очки? А буквально на днях оказалось – нужны. По крайней мере, заранее разберешься, не купишь ребенку «ненастоящее» молоко или вредную сласть в броской упаковке.
Хотя чтение мелкого шрифта на упаковке теперь тоже может подвести нас, покупателей. Еще в начале 2017 года СМИ подняли тему изменений в технический регламент по производству молочной продукции, которые тогда готовились к рассмотрению в Думе.
Дело в том, что производители сухого молока активно лоббировали использование сухого молока под видом цельного. Когда-то это уже было. Но в 2012 году разбавленное сухое молоко обязали называть не натуральным молоком, а молочным напитком. Или «восстановленным молоком».
Покупатели выиграли в качестве. Но ненадолго. Теперь производители сухого молока снова перешли в наступление.
И чем же это мотивируют? Читаем. Да тем, что производство цельного молока в стране сокращается, коров все меньше, прибыль от натурального молока никакая (1 процент), а для производства кормов требуются огромные затраты труда.
Но мы живем в сельском районе. И видим, как на наших глазах южноуральское сельское хозяйство в короткий срок уверенно замещает импортные продукты, в том числе молочные. В этой сфере четко наметился рост – значит, с этим ростом теперь покончено?
Баснописец Крылов в таких случаях писал:
– Кумушка, мне странно это!
Опять обслуживаем чужие интересы
По сообщениям СМИ, в европейских странах на сегодня скопились огромные запасы сухого молока. Его охотно отправляют в страны третьего мира. Но российский рынок куда привлекательное. Он колоссален. Многим не нравится, что его завоевывают местные производители.
Еще в начале двухтысячных импорт молока шел в основном за счет Беларуси, и с тех пор мало что изменилось.
Лоббисты сухого молока уверяют, что его использование снизит цены на молоко. Что-то не верится. Но вкус натурального молока забудем – это точно.
Спрос упал
Наши соседи – свердловчане обратились к федеральным властям в связи с кризисной ситуацией на молочном рынке, сложившейся во многих регионах страны.
«Переработчикам всех регионов стало невыгодно заниматься производством высококачественных натуральных продуктов: спрос на них упал вслед за снижением покупательской способности населения», – пишет «Российская газета» (04. 04.2018 года). Переработчики один за другим расторгают договоры. Иным молокозаводам теперь и по 10 рублей за литр не надо свежего натурального молока.
Один из директоров сосновских хозяйств недавно рассказал нам о попытке проникнуть на челябинский рынок производителей молока из Омской области. Они по низким ценам готовы поставлять любые молочные продукты. В этом регионе со времен Союза налажены закупки молока, кооперация, развивается переработка. Видимо, у омских производителей нет механизма, как по-умному справиться с перепроизводством. А в стране конкуренция регионов продолжает нарастать.
Но это еще цветочки. Наши фермы продолжают терпеть убытки от неконтролируемого (без квот) засилья сухого молока. Порошок потоком идет из Белоруссии. Председатель Союза молочных предприятий Свердловской области Игорь Пехотин заявляет, что в такой ситуации «активизировались производители поддельного молока».
«Пейте, дети, молоко – будете здоровы»
Каши, йогурты, сыры, сметана, молочные коктейли, кефир… Молочные продукты с незапамятных времен считались полезными для организма – особенно детского. Но по данным свердловских медиков, на Урале жители давным-давно недопивают нужное количество молока. Мало того, за последние пять лет надои выросли, а потребление молока снизилось еще на 5 процентов.
Шокирующие цифры привела недавно директор по маркетингу фирмы «Алев» Алевтина Никитенко. В провальные девяностые годы среднестатистический россиянин потреблял 380-390 кг молока в год (а медицинская норма – 325 кг). К 2016 году этот показатель упал до 233 килограммов. Тут негативную роль сыграли и торговые сети, считает Алевтина Никитенко. Они устанавливают наценку до 70 процентов к цене от производителя!
– Я считаю, что сейчас всем пошло бы на пользу ограничение импортных поставок из стран СНГ, – высказывается директор Нижнекамского молочного комбината Сергей Игнатьев. Для того, чтобы производители могли уверенно работать и даже развиваться, требуются молочные интервенции, то есть закупка государством достаточно большого количества молока и других продуктов для того, чтобы повлиять на рынок.
Проблема региона
Недавно назначенный министр сельского хозяйства Челябинской области Алексей Кобылин в интервью газете «Губерния» приводит такие цифры. Себестоимость готового продукта, произведенного из сухого молока, – не больше 10 рублей за литр. Где в наших магазинах подобные цены – даже с накруткой? Покупатель может до конца жизни не увидеть нормального здорового молока, но платить за порошковое, как за цельное.
– Проблема сложная, но мы будем ее решать, – говорит Алексей Кобылин. – Некоторые меры уже приняты. Мы платим субсидии снабженческо-сбытовым кооперативам, которые осуществляют сбор молока у ЛПХ и реализацию его молочным заводам.
Министр признает, что «сейчас «молочная война» идет полномасштабно, ведь на федеральном уровне еще только начинают включать механизмы регулирования ценообразования».
Борьба с фальсифицированными продуктами, с контрафактной молочкой – это хорошо. Но вынесет ли очередной удар обычная средняя российская (читай – сосновская) ферма?