В деревне Сосновского района второй раз за девять лет находят бивни древних слонов.
Занимаясь строительством нового дома и ведя земляные работы для устройства коммуникаций Константин Гончаренко и предположить не мог, что станет вторым обладателем бивней древнего слона в Ключевке.
В Сосновском районе Челябинской области сенсацией XXI века стала находка крупного бивня древнего слона в деревне Ключевке Долгодеревенского поселения в 2015 году. Тогда хозяин домовладения Юрий Афанасьев, ведя земляные работы, наткнулся на необычный предмет на глубине более двух с половиной метров. И пригласил к себе людей, знакомых с природными предметами древности и артефактами. Из земли бивень извлек и перевез в Сосновский историко-краеведческий музей известный археологи и спелеолог Владимир Юрин. Владимир Иванович потратил немало времени на реставрацию бивня. Артефактов на месте гибели животных обнаружено не было. Но рядом были найдены останки древней фауны. Изучить извлеченный клык и сделать почвенный анализ пригласили палеозоолога Уральского отделения Российской академии наук Павла Косинцева.
В 2017 году после ряда исследований ученые сошлись во мнении, что на территории современной деревни Ключевки погиб трогонтериевый слон. Трогонтериевые, по другой классификации степные слоны, очень древние животные. Палеозоологи утверждают, что жили эти слоны 750-500 тысяч лет назад. Степные слоны древнее шерстистых мамонтов примерно на двести пятьдесят тысяч лет.
О том, что животное погибло давно, говорила глубина раскопа, на какой обнаружили бивень. Он лежал у каменистого плотика, был занесен речным песком, в котором сохранились ракушки. Над бивнем был высокий слой глины и современных плодородных почв. Владимир Юрин вместе с Юрием Афанасьевым и добровольными помощниками потратили много дней на очистку находки. Сохранность бивня была хорошей. Сегодня бивень слона является одной из достопримечательностей историко-краеведческого музея в Долгодеревенском.
Но не так давно среди исследователей древностей прошла информация о возможной некорректной идентификации останков древнего животного. Причин таких заявлений много. В частности, указывается на то, что при анализе взятых пород с места залегания бивня, ученые не выявили каких-либо особенностей климата. А они должны быть. Есть теория о том, что полмиллиона лет назад на территории Долгодеревенского поселения климат был более теплым и влажным.
Если бивень был один, над его происхождением можно было бы спорить сколько угодно. Но летним днем 2024 года в паре километров от того места, где Юрий Афанасьев выкопал свою находку, другой житель Ключевки Константин Гончаренко обнаружил сразу два бивня.
Участок Константина Гончаренко расположен на левом берегу реки Зюзелги. Как утверждают старожилы последние сто лет на этом месте никогда не росли леса. Тридцать лет назад данная территория была обычным полем, на котором выращивали разные сельхозкультуры. И действительно, плодородный слой на участке от 20 до 50 сантиметров. Потом идет два метра глины. Но уцелевший клык находится в речном песке и опускается до каменистого плотика. Такое впечатление, что слон или мамонт упал на колени, уперся бивнями в землю и очень быстро был погребен. Поэтому бивень не успел упасть.
Но это второй бивень. А первый целиком разрушен. Земляные работы велись экскаватором, поэтому первый бивень рассыпался в щепу. Но как только Константин Гончаренко увидел, что в стене находится не то целый бивень, не то его остатки, менее пострадавшие при работах, он остановил строительство. Поиски людей, кто бы мог помочь с классификацией находки, Константина Андреевича вывели на Владимира Юрина. И Владимир Иванович снова примчался на раскоп в Ключевку.
Первоначально вместе с Константином осмотрели вынутый грунт. Привлекли к помощи поисков бивневой щепы Ивана Гончаренко, учащегося Рощинской школы. Сын и отец перелопатили отвал и вывезенный грунт. Собирали останки. А это не так-то просто, различать среди каменистой породы серые или черные куски окаменевшей кости.
В октябре Владимир Юрин с помощником Александром Поспеевым снова приехали к Константину Гончаренко, чтобы продолжить раскопки. Надо отдать должное хозяину участка, дождавшемуся продолжения работ и лично принимающему участие в освобождении бивня из песчаной породы.
К археологическим работам привлекли и сына Ивана.
– Я собирал остатки от первого бивня. А в эти дни, когда Владимир Иванович выкопал новые кости, я занимаюсь просеиванием поднятого из раскопа песка. Все интересное отбираю и сохраняю, – говорит Иван.
– Копаем уже два дня до поздней ночи. Александр Поспеев, мой добровольный помощник, работает над бивнем. Этот объект хорошо виден. Он находится в сыпучей породе. Рядом артефактов не обнаружено. Но для контроля ведем просев породы. Этим занимается наш молодой помощник Иван.
Сейчас наша задача очистить бивень сверху, посмотреть, на какую глубину он уходит в грунт. От бивня теперь не должна потеряться ни одна щепочка. Поэтому Александр работает небольшим совком. Песок поднимаем наверх, где Иван пропускает его через сито, – поясняет ход работ Владимир Юрин.
Сам он раскапывает параллельную стену. Вынимая песок у самого каменного плотика обнаружились другие кости. Сохранность их очень плохая. При малейшем нажатии и неосторожном движении они рассыпались, обнажая коричневый желеобразный субстрат.
– Очень хотелось бы выкопать кость. По всей видимости передо мной лопатка животного. Пока копаю и вижу плоские очертания. Взял пробы грунта. Необходимо делать анализ, определять время и причины гибели животных. Это очень важно, потому что ключевские поля могут открыть какую-то, пока неизвестную тайну в доисторической жизни нашей планеты. Сейчас можно уже задаваться тысячами вопросов. Почему слоны гибли близ реки? Почему бивни в вертикальном положении? Почему до определенного уровня занесены песчаными отложениями, потом глинами? Пыльца каких растений может быть обнаружена вокруг костей? Родственен этот бивень найденному в 2015 году? И чей же он? Мамонта или трогонтериевого слона? Или бивни вообще принадлежат лесным слонам. А это меняет всю картину. Если это лесной слон, то что он мог делать здесь? Его ближайшие современные родственники, это африканские слоны. Не были ли убиты слоны древними охотниками? Поэтому, не взирая на аномалии осенней погоды, мы постараемся извлечь из земли и бивень, и кости, –говорит Владимир Иванович.
Исследователь в сумерках, используя искусственный свет делает фотографии на месте раскопа. Чтобы представлять масштабы извлекаемых останков, сбоку от них установлена рулетка. Рядом на земле лежит землемерная линейка землемерного уровня. В подсумке собранные и подписанные образцы грунтов.
Наутро Константин Гончаренко высылает в редакцию фотографии и сообщение о том, что самый главный экспонат удалось в течение вечера очистить на семьдесят сантиметров. А вот про каменные орудия труда ни слова.
Бивень на фотографиях кажется слегка сплюснутым. Первый выкопанный бивень был более круглым. Пока археологи намерены продолжать работы на раскопе. И только потом, возможно, приступят к реставрации и детальному изучению.
– Мы готовы принять новый экспонат в экспозицию, готовы помогать в реставрационных работах и привлечении ученых для дальнейшего изучения археологической находки, – говорит директор историко-краеведческого музея Татьяна Жукова.
Автор: Владимир Бреднев
Фото: Владимир Бреднев, Константин Гончаренко