Процесс сертификации включает внедрение системы менеджмента качества (СМК), которая поможет улучшить организацию работы, повысить уровень медицинского обслуживания и создать комфортные условия как для пациентов, так и для персонала. Как проходит подготовка к сертификации и какие изменения ждут больницу, рассказал и.о. главного врача больницы Дмитрий Киреев.

Зачем больнице сертификат качества?
Сертификация подтверждает, что медицинское учреждение соответствует высоким стандартам качества и безопасности. Это значит, что прием, диагностика и лечение пациентов станут более организованными и эффективными. Для врачей и медперсонала сертификация предполагает внедрение новых рабочих стандартов, повышающих уровень ответственности и улучшающих взаимодействие в коллективе.
– Мы меняемся для пациентов и сотрудников, стараясь сделать условия более комфортными для всех. Стать человекоцентричными. На нас оказывают влияние действующее законодательство, Министерство здравоохранения, страховые компании и прочие регуляторы деятельности. Найти баланс, при котором работой больницы будут удовлетворены абсолютно все, – очень сложно. Мы увидели в этом вызов и приняли его, – говорит Дмитрий Вячеславович.
Как проходит подготовка к сертификации
Работа над внедрением системы менеджмента качества началась еще в 2023 году. Сначала изучили опыт других больниц, затем прошли обучение руководители и сотрудники.
– В 2024 году мы начали разработку СОПов – стандартных операционных процедур. После этого провели второй этап обучения. Также нашли точки соприкосновения с Челябинской областной детской клинической больницей и детской городской клинической поликлиникой №6. Обмениваемся опытом с коллегами, проводим аудиты.
В подготовку к сертификации вовлекли всех сотрудников учреждения. Из руководящего состава процессами руководят заместители главного врача, главная медицинская сестра, руководители структурных подразделений, включая и административно-управленческий персонал.
Сертификация проходит под эгидой «Национального института качества» Росздравнадзора.
В ней можно выделить четыре этапа.
- Создание рабочих групп и подготовка документации.
- Анализ качества и безопасности медицинской деятельности.
- Внедрение новых стандартов.
- Заключительный аудит.
В деятельности больницы сейчас выделили семь основных направлений. По ним больница продолжает разрабатывать СОПы, регламенты и алгоритмы деятельности учреждения, инструкции, чек-листы и внутренние приказы медицинской организации.
Как изменится работа больницы
Рабочие группы уже начали внедрение важных улучшений. Например, особое внимание уделяется обработке рук медицинского персонала: закупаются удобные дозаторы с антисептиком. Еще одно направление – программа наставничества для новых сотрудников, что поможет снизить текучесть кадров. Для обмена опытом в больницу приглашают внешних специалистов. Кроме того, отдел технического обслуживания медицинского оборудования теперь полностью отвечает за его диагностику, ремонт и эксплуатацию.
– В основе системы управления и контроля качества медицинской помощи лежат основные требования приказа Министерства здравоохранения России № 785 Н. Качество медицинской помощи складывается из различных факторов: своевременность, правильность выбора метода лечения и достижение результата, безопасность, доступность, информирование пациентов и т.д. При этом в качественной медицинской помощи должна быть заинтересована не только медицинская организация, но также пациент и государство. Процесс вовлеченности пациентов и их семей необходимо выводить на другой уровень, тщательно прорабатывая со всеми участниками лечебного процесса план предстоящего лечения, обсуждая возможные риски и ожидаемые результаты.
Трудности преодолимы
Новые процессы требуют не только адаптации, но и полной перестройки привычного уклада работы. После нескольких циклов обучения сотрудники больницы постепенно приходят к пониманию процессного подхода, когда все процессы связаны. Пришлось переделать систему управления больницей. Кроме того, после появления рабочих групп, стало понятно – нужно глубоко планировать любую деятельность и ее же анализировать.
– В нашей работе появился такой термин, как «коррекция несоответствий», – это про ожидания и реальность. Учимся предугадывать, что может пойти не так, и заранее готовить план действий на случай, если что-то пошло не по плану.
Инциденты помогают людям
Современные СМК основаны на рискориентированном мышлении. Когда сотрудники говорят «хочу, как раньше» и всячески сопротивляются изменениям в работе – это риск. Также существуют другие риски. Они определены на федеральном уровне.
В медицине риски называются инциденты. Например, если у пациента не получается записаться к врачу через «Госуслуги», то «Инцидент 38» должен в этом помочь. Это федеральная программа, которая должна помочь людям все-таки получить электронный талон на прием к врачу. «Инцидент 7» связан с внедрением электронных медицинских книжек. «Инцидент 9» направлен на снижение смертности от всех причин и достижение показателей ожидаемой продолжительности жизни. «Инцидент 8» нужен для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности медицинских организаций. «Инцидент 11» начал работать недавно. Его цель – внедрение технологий искусственного интеллекта (ИИ).
В рамках последнего направления в районной больнице уже функционирует программно-аппаратный комплекс с ИИ, помогающий врачам выявлять ранние признаки рака кишечника во время колоноскопии. Кроме того, запущены пилотные проекты по использованию электронных стетоскопов и технологий цифровой обработки медицинских изображений в радиологии.
– Знаю не понаслышке о трудностях, с которыми сталкивается внедрение. Например, длительность и сложность получения регудостоверения, отрицание коллег, сомнения пациентов, – пишет в своем канале Дмитрий Киреев.
Все эти примеры наглядно демонстрируют риски, которые могут тормозить развитие медицинской организации. Однако если руководство четко осознает существующие проблемы, даже те, что скрыты от посторонних глаз, оно может найти пути их решения. Это, в свою очередь, приведет к тому, что пациент будет доволен. На языке систем менеджмента качества это называется «повышение удовлетворенности клиента» – ключевым критерием эффективности работы больницы в системе менеджмента качества. А успешное управление рисками способствует успешному прохождению аудита и получению долгожданного сертификата соответствия.

Главное фото: терапевт больницы Регина Зуфарова ведет прием пациентов
Автор: Людмила Труханова
Фото из архива редакции