Об авторе: Меня зовут Алёна Чудинова, я ученица 10 класса МОУ «Долгодеревенской СОШ им. Героя РФ А.Ю. Мосина». В рамках школьной программы мне необходимо сделать итоговый индивидуальный проект на любую понравившуюся тему. Меня заинтересовала тема «Влияние СМИ на общественное мнение», потому что появилось желание узнать, какое влияние оказывает СМИ на людей. В процессе работы над этой темой я узнала о некоторых манипулятивных приёмах, используемых средствами массовой информации, а также изучила, как защититься от манипуляций со стороны СМИ. Если вам интересно узнать подробнее, то прочитайте эту статью.
Публикуя новости, СМИ обращается к манипулятивным приёмам:
- Отвлечение внимания: это основной элемент управления обществом. Отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами. Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики.
- Используют громкие и интригующие заголовки: «Мошенники придумали новую схему кражи денег с банковских карт». Фраза «новая схема» так и манит заглянуть и прочитать содержание материала на сайте «Известий». Но уже после прочтения вы поймете, что на самом деле «схема» стара.
- Делают упор на эмоции в большей степени, чем на размышления: Воздействие на эмоции представляет из себя классический прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу.
- Создают проблемы, а затем предлагают способы их решения: Данный метод называется «проблема-реакция-решение». Создается проблема, некая «ситуация», рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию среди населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые необходимы правящим кругам. Вспомним про индексацию пенсий в 2016 году. Как известно, в России действовал закон, по которому пенсии должны индексироваться по инфляции предыдущего года. Однако в начале 2016 года пенсии были проиндексированы всего лишь на 4% – при фактической инфляции по итогам 2015 года в 12,9%. Понятное дело, что это сильно ухудшило материальное положение пенсионеров. Однако осенью 2016 года было решено выплатить пенсионерам единовременную компенсацию в 5000 рублей (что и было сделано в начале 2017 года). Классика: создали проблему, а затем предложили способ ее решения. На самом деле единовременная выплата никаким образом не компенсировала потери пенсионеров. Поэтому это только выглядело как решение проблемы.
- Держать людей в невежестве, культивируя посредственность: Ярким примером на невежество и посредственность является то, как у нас пропадали из сетки телевещания по-настоящему аналитические, умные программы. Остались информационно-пропагандистские программы, просмотр которых не предполагает включения умственной способности. Люди просто должны смотреть и принимать все как истину. Также, примером являются бесконечные ток – шоу на телеканалах. В качестве сюжета показывают «грязные» дела деятелей шоу – бизнеса и прочих известных фигур.
Как противостоять манипуляции в СМИ:
- Обращайтесь к критическому мышлению и избегайте импульсивных решений.
- Если же вы увлекаетесь чтением новостей, то научитесь их анализировать:
- Сравнивайте новости из нескольких источников.
- Не верьте новостям, которые используют эмоционально окрашенные фразы. Ни один уважающий себя журналист не станет прибегать к такой манипуляции — это противоречит негласному кодексу новостной журналистики.
- Проверяйте экспертность спикера. СМИ часто привлекают к комментированию новостей людей, которые не имеют достаточно знаний, чтобы экспертно говорить об обсуждаемой ситуации. Посмотрите в Интернете, кто этот человек, какой у него опыт, и логически сопоставьте — компетентен ли он в данном вопросе.
- Если вы смотрите видео или фото, на котором запечатлено что-то провокационное, не спешите ему верить безоговорочно. Иногда манипуляторы выкладывают материалы с подписью, что эта запись сделана позавчера в городе N, но подтверждения этому факту в самом видео нет. Попробуйте выяснить, кто его распространил и как можно верифицировать место и время происходящего. Например, можно поискать видеозаписи того же события, снятые другими людьми.
Автор: Алена Чудинова, ученица 10 класса МОУ «Долгодеревенской СОШ им. Героя РФ А.Ю. Мосина»
фото автора