Современные сельхозпредприятия внедряют автоматику, роботов и лучшие мировые наработки. Одно за другим укрепляются хозяйства, где в общем-то неплохо платят персоналу. Почему тогда работа на селе до сих пор считается непрестижной?
Особенности национальной деревни
Первый вероятный ответ – потому что это СЕЛО. Столетиями считается, что скромные деревни намного отстают от больших городов в культуре, производительности труда, удобном быте и в общем развитии жителей. Так сложилось не только в России – во всем мире.
Но времена меняются. Иногда очень неожиданно. И даже вопреки запретам, западным санкциям и попыткам изоляции. В этих условиях сельскохозяйственный сектор России в 2023-24 годах не просто сумел наполнить внутренний рынок доступными качественными продуктами. – Аграрная отрасль реализовала излишки разнообразной продукции более чем в 160 странах мира, на сумму 43-45 миллиардов долларов.
Согласно целям национального развития к 2030 году планируется увеличить производство в АПК на 25 процентов, а экспорт (в сравнении с 2021 годом) – в полтора раза. То есть в отрасли планируется экономический прорыв.
Люди, которые будут над этим работать, должны жить комфортнее и богаче. Кое-что в этом плане уже сделано. С мая 2019 года в стране действует Госпрограмма комплексного развития сельских территорий. Вложения в производство и в создание современной инфраструктуры села хорошо заметны, в том числе и на примере нашего Сосновского района.
Есть прорыв, но жив стереотип
На Южном Урале вопросы подготовки сельских кадров рассматривают в комплексе с созданием достойных условий для жизни людей
– Современная молодежь хочет получать новые модные специальности, – говорит председатель комитета по аграрной политике Заксобрания Челябинской области Вячеслав Евстигнеев. – Но в сельском хозяйстве тоже есть хорошие возможности для реализации своего потенциала. И сегодня стоит вопрос не только о том, как оставить молодое поколение на селе. А все чаще звучит мысль – что сделать, чтобы городская молодежь поехала работать в село.
От себя добавим, что общество пока не готово по-новому оценить перспективы отрасли. Даже когда быт и культура в сельских поселках выходят на городской уровень, на жителей все еще давят старые «колхозные» стереотипы. Некоторые молодые сельчанки порой искренне разочарованы, что живут в общем-то в достатке и с городскими удобствами, но… не в сверкающем огнями мегаполисе.
Семь раз примерь
5 марта 2025 года «Сосновская нива» затронула эту проблему в своей публикации «Сто работ на тыщу рук». Было рассказано о нехватке молодых рабочих, о строительстве жилья в Сосновском районе, вводе детсадов, ФАПов, стадионов и игровых площадок. Участникам группы СН воВКонтакте предложили высказаться, что они обо всем этом думают.
Согласитесь, сельское хозяйство никогда не было супер-проблемой, интересной каждому. На этот раз в первые же три часа тема набрала большое количество просмотров. Вот несколько комментариев, без правки.
- МАКС. Про жилье приукрасили. Все, что сейчас строится в Сосновском районе – это либо около Кременкуля либо п. Западный. А это все агломерации Челябинска. Все, кто покупают там жилье, работают в Челябинске, а не в с/х. А вот в том же Долгодеревенском ни одного нового дома не построили за последние 3-4 года и даже не предвидится каких-либо строек.
- ЕВГЕНИЙ. Макс, частных домов немало строится!
- МАКС. Евгений, частный сектор – это другая история. Частные дома строят сами люди. А в статье речь идет о массовой застройке, т. е. о 5-9 этажных домах.
- ЕЛЕНА. Про медицину прям мимо.
- АЛЕКСЕЙ. Никогда село не заменит город. Особенно областной. В городе не нужно двор чистить и печь или газом топить, отопление всегда будет. Больше свободного времени – больше возможностей. Свой дом только на пенсии.
- Газета СН. Спасибо всем, кто разбирается в вопросе и поделился своими мнениями.
Сравним зарплаты
А что говорит (на языке цифр) вторая заинтересованная сторона – работодатели?
Сотрудник «Сосновской нивы» Андрей Мизеров взял интересное интервью у заместителя Генерального директора АО «Племзавод» по животноводству Александра Айсвирта. После их подробнейшей беседы в молочном производстве почти не осталось тайн.
Ценность высокопродуктивного голштинского стада хозяйства такова, что случайные люди на комплекс не попадают. «Несмотря на высокий уровень оплаты труда (до 90000 рублей в месяц) ощущаем дефицит кадров», – говорит Александр Валентинович.
Тут надо сразу оговориться, что на рядовых комплексах (не в АО «Племзавод») зарплаты скромнее, не под 90 тысяч. В кадровых агентствах даже ветврачам более 70 тысяч рублей не обещают. Между тем, в одной из телепередач недавно сообщалось, что спрос на сельхозрабочих за 2024 год вырос на 189 процентов и средняя зарплата составляет 47222 рубля.

Что еще известно о заработках на селе из официальных источников?
В начале 2024 года прошла информация КСП Челябинской области, что за урожайный 2023 год среднемесячная заработная плата в сельхозпредприятиях Сосновского района выросла на 40 процентов и составила 63,8 тысячи рублей. Наверное, из-за ненастного следующего сезона по итогам 2024 года аналогичный показатель уменьшился и составил 56,4 тысячи рублей.
Средняя зарплата в Челябинской области по полному кругу организаций в 2024 году, по данным Минэкономразвития, составила 70 944 рубля. Больше всех зарабатывали специалисты финансовой и страховой сфер – 98333 рубля. В секторе обрабатывающего производства средняя зарплата составила 85596 рублей.
Продолжаем сравнивать оплату труда в разных сферах. В марте информационное агентство «Первое областное» сообщило, что в сфере ЖКХ Челябинской области спрос на персонал вырос на 26 процентов. Предлагаемые зарплаты – от 56350 до 103448 рублей. Кто особенно нужен? – Менеджеры по продажам и по работе с клиентами, уборщики, водители, слесари, сантехники, дворники.
«Все равно блогер круче»
Некоторые наши сельские предприятия очень нерешительно демонстрируют свои преимущества (скажем, перед той же сферой ЖКХ). Даже при составлении объявлений в перечнях вакансий плюсы высокомеханизированных ферм как-то смазаны. Например, только на рубеже XX и XXI веков главную животноводческую профессию стали именовать мастер (оператор) машинного доения. Это звучит не просто привлекательнее, а еще и точнее, чем доярка.
Вы можете возразить, что у молодых сейчас совсем другие приоритеты. И вообще, когда на свете есть такие виды деятельности, как дизайнер одежды или блогер, – они в молодежной табели о рангах будут на первых ролях. Пожалуй, отодвинут и медиков, и юристов.
Хорошо еще, представители технических мужских специальностей не очень вдаются в эти тонкости. С высоты мощного трактора, наверное, больше и лучше видно. И при средней зарплате сельского механизатора 56 тысяч рублей, указанной при наборе новичков на работу, в страду эта цифра обязательно подрастает.
Из опыта Беларуси
Установка – обходиться без труда мигрантов – очень заметна в этой части Союзного государства. Информационное агентство БелТА в рассказе о КСУП «АгроСолы» подчеркивает, что преференции для молодых специалистов предусмотрены нормативными документами. Это дополнительные выплаты, возможность льготного кредитования на покупку домашнего имущества и товаров первой необходимости. Работодатель выплачивает подъемные вчерашним студентам, обеспечивает бесплатный подвоз своих работников.
– У нас нет нуждающихся в жилье, – рассказывает главный специалист по идеологической работе (есть такая специальность в Беларуси) Наталья Куницкая. – Семьи заселяем в индивидуальные домики, молодежь – в 4-квартирные дома. По случаю государственных праздников коллектив получает прибавку в размере трех базовых величин, а к профессиональным выплачивают сразу пять. Важными датами считаются все личные юбилеи (в том числе и 20, и 30 лет) – к ним предусматривается материальное поощрение. Те, кто проработал в хозяйстве 15 лет, выкупают жилье на льготных условиях.
Ведущий специалист по идеологии Полоцкого молочного комбината Татьяна Акимова перечисляет схожие бонусы для молодых: «Выплачиваем подъемные при трудоустройстве, в связи с уходом в армию, по возвращении со службы, матпомощь. Все нуждающиеся получают жилье».
Репортер БелТА выспрашивает у молодых белорусских сельчан и о том, из-за чего жизнь на селе может казаться им неинтересной. Начинающий инженер по сметной работе Елена Кругликова отвечает, что в малых населенных пунктах иногда не хватает развлечений и общения. Это кафе, кино, бассейны, тренажерные залы, поездки на экскурсии, – все то, что кажется обычным городской молодежи.
Может быть, для молодых южноуральских специалистов такие проблемы уже не актуальны? Особенно для сосновцев, живущих в 20 минутах от города? Хотя вряд ли в разных частях Союзного государства у молодежи разные запросы. В общем, нужны подробные конкретные ответы.
Подготовила Ирина Русакова
Фото Андрея Мизерова