Кроме общей школьной программы, старшеклассники будут изучать основы селекции растений и птицеводства, использование роботов, умных теплиц и дронов, основы экологии и правильное применение удобрений.
У школьников из поселка Теченского есть преимущество перед ровесниками – они уже лет пять, как «в теме», и многому научились.
Даже зимой ребята из начальных классов выращивают огурцы, щавель, рассаду томатов и перцев. Зимой ухаживают за посадками на подоконниках, летом – на участке. Мало того, дети проводят опыты, записывают наблюдения. Недавно доклад третьеклассника Степы Кузнецова отмечен как лучший на районной научной конференции.
У старшеклассников программа приближена к программе агроколледжа. Они используют сложное лабораторное оборудование, проводят анализы почвы, воды, снега.
В летние каникулы каждый школьник трудился по графику отработки на обширном пришкольном участке. Конечно, нагрузка на старших была побольше, но и начальные классы не подвели. Высаживали растения, пропалывали, рыхлили почву, поливали. Кстати, аккуратно закрепленные трубы и поливальные шланги половину лета пролежали без дела – дожди шли, как по расписанию.
В эти дни фасад школы утопает в цветниках. За живописными газонами, качелями, красивыми арками, мостиками и подвесными кашпо не сразу и разглядишь прозу жизни. Например, превосходную теплицу за зеленой дугой. Выбросила метелки кукуруза в рост человека, еще цветут джунгли золотистых кабачков. Просятся в кадр крутобокие кочаны, укроп, огурцы, гигантские томаты «медвежья лапа».
В августе на участке работала съемочная группа ОТВ. Высшей похвалой школе стало удивление журналистов во время интервью директора. Гости не сразу поверили, что весь этот цветущий оазис – дело рук подростков. Конечно, все лето рядом с ребятишками трудились опытные наставники. Учили, объясняли, показывали, делали работу интересной.

Руководитель агрокласса учитель Татьяна Паклина рассказывает, что все проекты продумываются задолго до начала сезона. От этих планов не отходят педагоги, технические сотрудники, дети и их родители. Семьи ребят делятся со школой хорошими семенами овощей, помогают готовить почву.
– Практически все первое полугодие за счет своей продукции мы удешевляем питание детей, – говорит директор Райхана Козина. – Только картофеля нынче посажено около 10 соток. Всегда в достатке свекла, морковь, томаты и другие овощи. Наконец-то принесли первый большой урожай абрикосовые деревца. Сварили абрикосовое варенье. Нынче первую витаминную продукцию вырастили и воспитанники детсада, для которых мы устроили свой огородик.

Директор школы отмечает помощь администрации района и управления образования, а также ООО «Нива». По федеральному проекту для трудового обучения недавно поступил станок с ЧПУ для работы по дереву.
– А вообще даже станки и машины 35-летней давности мы сохраняем и можем при необходимости возобновить на них обучение, как это было раньше, –
добавляет Райхана Валиахметовна.
Сельские школы, организующие сейчас агроклассы, в 2025-26 учебном году получат первую поддержку и отдачу от нового национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности».
Без грамотных кадров развитие аграрного сектора экономики попросту застопорится.
Сейчас по аграрным специальностям в университете из Теченской школы учатся три человека. В агропромышленном колледже (с. Долгодеревенское) профессии, нужные селу, приобретают около десяти учащихся. Возможно, к ним захотят присоединиться и другие ребята.
Беседуем со старшеклассниками. Денис Муратов планирует поступать в ЮУрГАУ, на факультет сельскохозяйственного профиля. Сергей Сырцов пока не определился с выбором, у него еще не менее полугода на раздумья. Маргарита Нургалина решила пойти в медицинский. А Наиля Хидиатуллина больше привлекает профессия военного, офицера Российской Армии. Всех своих ребят даже после выпускного школа никогда не оставляет, не выпускает из поля зрения.
Тем временем директор школы Райхана Козина обсуждает с коллегами, какие еще практические навыки дети могут получить, не уезжая из поселка. Наработанная со времен СССР база и учительские кадры позволяют Теченской школе давать подросткам основы главных ремесел, без которых тысячелетиями не живет род людской. Основы земледелия – это еще не все.

В федеральный проект «Кадры в АПК», например, органично вписывается обучение основам поварского и кондитерского дела. Теченская школа не раз побеждала на международном кулинарном фестивале (ЮУрГУ), на областных сабантуях, других конкурсах. Только блюд национальной кухни здесь могут приготовить 107, причем самых разных.
Для будущих репортеров развивается медиацентр, для которого приобретено все необходимое оборудование.
Девочки делают успехи в швейном ремесле, это могло бы стать профессией.
Старшеклассники могли бы научиться печь вкусный хлеб. От заказчиков и покупателей не будет отбоя, уж не говоря о школьной столовой.
Есть перспектива и получения продукции мини-птицефермы. При развитом школьном растениеводстве так много корма для бройлеров напрасно пропадает в течение всего сезона.
Стоят усилий такие проекты? Из опыта других российских школ Райхане Козиной известно – они вполне реальны. Надо только просчитать, хорошо продумать.



Ирина Русакова
Фото Анны Махниной






