До революции поселок Есаульский вполне мог стать станицей, а с 1934 года – райцентром. Место оживленное, в центре уезда. Люди грамотные, настойчивые. Но как раз попасть в «есаулы» они не стремились, ни в какие времена.
Дело в том, что весь ХХ век у мужчин поселка Есаульского на выбор была престижная, умная техническая работа. На почете, и неплохо оплачиваемая на фоне окрестных колхозов.
Нет, поначалу и здесь был создан небольшой колхоз «Новый путь». Однако многие жители трудились на востребованной мельнице – «Красный коммунар». А с 1931 года тон жизни стала задавать передовая Есаульская МТС. Машинно-тракторная станция напоминала отлаженный, с хорошей дисциплиной ремонтный завод. Трактора совершенствовались, ремонтники тоже не отставали от тракторостроителей. Самое нужное по тем временам производство постоянно требовало опытных специалистов-технарей.
Но главный государственный объект действовал на юго-западной окраине поселка Есаульского. Железная дорога! Здесь жили по московскому времени. Поезда проходили по четкому графику, минута в минуту. От серых грузовых составов летел ветер и доносился грозный стук колес. Вооруженная охрана обеспечивала полную сохранность грузов, поддерживала порядок на перроне. Монтеры командовали на путях.
Станция Ессаульская была основана в 1896 году в связи со строительством дороги Екатеринбург-Челябинск (или, как еще говорили, Челябинск-Верхний Уфалей).

Через несколько месяцев станции исполняется 130 лет! Железная дорога пришла сюда практически в те же годы, что и в Челябинск, то есть в 1892-
96 годах. Поэтому вместе с поселком Есаулка (основан в 1744 году) станция Ессаульская входит в число исторических достопримечательностей Сосновского района, да что там района – всего Урала. Со строительства железной дороги началась современная цивилизация в центре материка.
Почему не исправляют название с двумя «С»?.. Рискну предположить, что в 21-м веке написание станции Ессаульской с двумя «С» для РЖД – красивая историческая традиция.
А в момент закладки деревянные строения планировались как последняя небольшая станция на этом направлении перед быстро растущей промышленной Челябой. До новорожденной станции Челябинск в те времена было всего 25 километров пути, или 12-13 вёрст.
Сейчас через Ессаульскую проходят пассажирские и грузовые поезда Свердловского направления. От сотрудников самой станции и монтеров пути требуются такие же дисциплина и четкость, как в военное время.
Всю войну со станции на запад уходили составы южноуральского зерна. На погрузке зерна в вагоны в 194145 годах работали одни только женщиныколхозницы и подростки. Все мужчины ушли на фронт. А стандартные мешки, вспоминали потом ветераны, были тогда не 50, а 70 килограммов. С мешком на согнутой спине надо было по деревянному трапу взойти как можно выше, иначе вагон заполнялся неравномерно.
…Со времени открытия станции Ессаульской сохранилась только одна фотография. Да и та относится уже к началу двадцатого века. На перроне выстроились тогдашние сотрудники. Зима. На некоторых мужчинах валенки и казацкие папахи. Только пятеро железнодорожников (видимо, главные на станции или телеграфисты) одеты в щеголеватую форму с блестящими пуговицами и форменные фуражки с гербом.
Впереди перед этими людьми очищенные от снега рельсы в четыре ряда (двухколейка). А за их плечами хорошо видна сама станция. Это простой деревянный дом, три окна по фасаду. На фронтоне на белом фоне название станции. Два слуховых окна, громоотвод. На дальнем плане виднеется водокачка, почти такая же, как на станции Полетаево.
А кругом ни строений, ни деревьев – пустынный пейзаж. Поселок Есаулка тогда еще не разросся. Снимок не очень четкий, но, если присмотреться, вдали всё же видна парочка крыш. Вероятно, это начало пристанционного поселка. Краеведы установили, что в конце двадцатых годов в поселке при станции проживали 94 человека.
В районном историко-краеведческом музее хранится фотография со станции Полетаево, сделанная в те же годы. Штат станции в Полетаево был примерно в пять раз больше, а здание каменное, классического стиля (постройка 1914 года, она сохранилось и бережно реставрируется в наше время).
Еще одна примета того времени – высокие красивые фонари-башенки на перроне. На станции Ессаульской фонари даже более стильные, чем в Полетаево. Напоминают Петербург! Но нигде не видно электрических проводов. Как же они горели?

Знатоки ретротехники объясняют – конечно, это были керосиновые фонари. И среди мужчин со старой фотографии наверняка есть те, кому по долгу службы надлежало зажигать, охранять и гасить эти фонари после восхода солнца.
Другие краеведы отстаивают версию, что на перроне за стеклом фонарей горели специальные парафиновые свечи. Они светились тусклее, зато были безопаснее.
Кстати, на рубеже 19-20 веков путь впереди паровоза тоже тускло освещали керосиновые фонари. И в руках у обходчиков всегда были ручные керосиновые лампы. Теперь это мечта коллекционеров…
Главное фото: 2019 год. У макета паровоза начала ХХ века – сотрудники станции Ессаульской ХХI века
Автор: Ирина Русакова
Фото из архива редакции






