В старину в такие же январские вечера незамужние подружки сбивались в стайки – гадать на суженых. Строгие матери семейств утром Васильева дня (14 января) умывали детей чистой холодной водой – для здоровья и крепости – и стряпали побольше блинов, чтобы урожай был щедрым. А старики в праздник Крещения (19 января) и всю крещенскую неделю примечали погоду. И вовсе не осуждали за стужу Мороза-воеводу. Чай не ознобимся, говорили.
Крепкие крещенские морозы в представлении крестьян были явлением обязательным, они сулили «правильный» земледельческий порядок. Мало того, оттепель на Крещение считалась в деревнях тревожным знаком. Ожидали, что остаток зимы будет неровным, с ветром, теплом и сыростью. Да еще с метелями, а из-за метелей приход весны мог затянуться.
Единственное, что могло погасить тревогу, это сильный снегопад 19 января. Крупные хлопья снега и несильный ветер предвещали хороший урожай. Но резкий ветер, капризно меняющий направление, приносил переменчивую погоду.
Когда мороз и солнце встречались на Крещение – это к жаркому лету. А если на Крещение всходила полная луна, значит говорили, что реки сильно разольются. (Нынче луна не полная, не предвещает сильного паводка). О широком и мощном весеннем разливе могла предупреждать и прорубь, переполненная до уровня льда.
После слишком звездной крещенской ночи ждали раннюю весну и дождливое лето, а также хороший урожай лесных ягод. Эти же яркие звезды указывали, что морозы продлятся до окончания зимы.
Иногда на Крещенье дороги переметала сильная метель. Была и такая погодная примета. Если в день Крещенья буран не стихает весь день, то это не очень хорошо – тогда и на Пасху метель не исключается.
Автор: Юлия Добрынина
фото из архива редакции






