– Работать учителем я начал в 1984 году в крошечной деревенской восьмилетке, – вспоминает Владимир Николаевич. – 1984 год – это особенный год в истории советского образования: затеяли какую-то реформу, и все ждали быстрых и очень радостных перемен.
– Вспомните самый необычный случай за время вашей работы.
– Школа как раз учит тому, что в шумном мире детства не нужно ничему удивляться. Однажды по плохо работающему телефону передали сообщение, что к нам в школу на торжественную линейку 1 сентября приедет не то сам генсек ООН Перес де Куэльяр, не то его представитель. Это было в 80-х годах. Я с цинизмом, свойственным молодости, выразил сомнение в том, что такое возможно. Но коллеги на меня обиделись. Сказали, что наша школа, хотя и крошечная, но имеет давнюю историю и обогатила человечество огромным количеством замечательных людей. Чтобы достойно встретить представителей почтенной международной организации, решили постирать флаг, висевший на флагштоке. Расторопные технички сняли его вместе с веревкой. А когда флаг постирали и погладили, то выяснилось, что теперь его нельзя повесить, не закрепив веревку на верхней перемычке. Флагшток без флага – это как крепость, которая объявила о позорной капитуляции. Выяснилось, что с веревкой на тонкую трубу может залезть только второгодник из пятого класса. Его вызвали с рыбалки. Он явился с удочками, посмотрел на флагшток и заявил, что никуда не полезет, пока ему не исправят оценки за прошлый год.
Директор школы чертыхнулся, вынес журнал, исправил все двойки, второгодник закрепил веревку, флаг повесили, а утром выяснилось, что приезжает не Перес де Куэльяр, а представитель гороно, который зачитает на праздничной линейке послание генсека ООН.
– С какими трудностями вам пришлось столкнуться?
– Я преподавал во всех классах, был в школе единственным учителем русского языка, опыта набирался прямо «в окопах». На первом уроке в 4 классе я попросил первого по списку ученика выйти к доске, чтобы написать словарную работу. Ученик встал и виновато произнес, что не умеет писать. Поднял второго, тот заявил, что и он писать не умеет. Я подумал, что меня разыгрывают, закрыл плотнее дверь и зловеще прошипел, что учился в университете, не думал, что буду работать в школе. Поэтому, когда читали лекции по методике, я играл в «Балду», и теперь не знаю, как полагается «правильно» работать с балбесами, которые мотают нервы учителю. Вызвал третьего, он испуганно вышел к доске, и с первой парты ему стали подсказывать, как пишутся буквы. Тогда я понял, что меня никто не разыгрывает, что несколько учеников на самом деле не умеют писать. Так в наши розовые мечты вламывается реальность. Ты понимаешь, что жизнь широка и сложна, как романы Достоевского, и в ней можно получить документ об образовании, не умея писать.
– Поделитесь с молодыми коллегами советом, как заинтересовать детей на уроке?
– Не думаю, что есть какие-то секретные приемы, которые сами по себе могут захватывать внимание учеников. Дети с удовольствием слушают, когда им интересно. А интересно им тогда, когда знания становятся эффективным культурным средством для решения реально возникающих проблем. Главный секрет обучения, пожалуй, не в том, чтобы доходчиво растолковать сложный учебный материал. А в том, чтобы ответить на вопрос, для чего этот учебный материал нужен ученику, какие новые возможности он обретёт, если его освоит.
– Какие выпуски вам запомнились и почему?
– Каждый выпускной класс – это страница в большой жизненной книге. Если вырвать какую-то одну, то книга будет неполной. И это не метафора, а понятный каждому учителю факт: каждый выпуск остается в твоей памяти, как важная часть твоего жизненного опыта. Конечно, особое место занимает мой первый выпуск в Рощинской школе – выпуск 1990. С этим классом я прошел сложный и важный этап своего становления. Великолепный выпуск 1992, одна из самых сильных групп в истории нашей школы – 1993. Именно выпускники этого года стали победителями областной научно-практической конференции. Выпуск 1995 позволил нашей школе начать медальную историю. Ученики 2000 года стали победителями регионального тура по литературе… На смену одним приходили другие – талантливые, яркие, интересные. История продолжается. Может быть, сейчас в этой эстафете особое место у звездного выпуска нынешнего, 2022 года.
– Общаетесь ли вы с вашими выпускниками спустя несколько лет?
– Да, конечно! Иногда общение перерастает в дружбу, но всегда оно имеет особый смысл, потому что отражает результат твоей работы.
Автор: Анна Хромых
Фото: Андрей Мизеров, из личного архива Владимира Александрова