Как мы уже сообщали, благодаря договоренности Сосновской администрации и руководства Объединенного госархива Челябинской области (ОГАЧО) группа сосновских краеведов начала работу с архивными документами разных периодов истории района.
…Из современного светлого холла мы поднимаемся на второй этаж в читальный зал. Только представьте! Над нашей головой возвышаются еще семь этажей, и все они под завязку заполнены редкостными документами. В хранилищах поддерживается пониженная температура воздуха. Приборы контролируют строгий противопожарный режим и заданную влажность. Для сохранности капризной бумаги обеспечивается полная темнота, а еще циркуляция воздуха, мягко омывающая стеллажи.
Специалисты ОГАЧО, спасибо им, создают рабочую обстановку всем, кто сейчас обращается к документам. Руководитель нашей группы Светлана Макаровских заранее уточнила нужные номера описей и архивных дел.
Почему начали с 20-х годов? – Потому что это самый малоизученный период перед организацией Сосновского района.
ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ
Эти строчки написаны перьевой ручкой на серой оберточной бумаге. Убористые буквы бегут без полей и без абзацев. Жесткая экономия бумаги. Ее в 1924 году в наших краях почти не было. (Как не было гвоздей, сахара, чая, стекла, тканей и много чего еще). Называется архивный документ так – «Доклад Челябинского райкома об агитпропработе за март месяц 1924 года».
До создания Сосновского района еще 10 лет. Наши пригородные села пока относятся к Челябинскому районному комитету ВКП (б) Уральской области. В дальнейшем, в 1930 году, этот Челябинский район будет упразднен.
…Со старой жизнью в Долгой навсегда покончено. Жителей приучают к новым праздникам. Челябинский райком требует от местных активистов и партийных функционеров проводить массовые мероприятия. Какие события нового советского календаря в марте отмечались особо? – давайте посмотрим.
– День работниц (так называли в двадцатые годы 8 Марта). Автор доклада сообщает, что в тот день в Долгой состоялась первая в истории «конференция женщин бывшей Долгодеревенской станицы, прошли общие собрания женщин». В этой части текста оставлено место для числа присутствующих, но цифры так и не проставлены.
– Пятилетний юбилей Коминтерна (международной организации Коммунистического интернационала). «Проведено 12 открытых собраний ячеек с приглашением беспартийных и 4 доклада на общих собраниях граждан».
– День Февральской революции. Из доклада узнаем, что было организовано «14 общих собраний граждан с общим числом присутствующих до 1200 человек».
– В День Парижской коммуны активисты выступили с 11-ю докладами на общих собраниях. Мелким почерком в документе приписано: «в основу докладов положено усиление помощи МОПР. Результаты есть.»
«В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ СТРАНЕ»
Новые праздники нацеливали на международную солидарность и борьбу трудящихся. Все двадцатые годы большевики не уставали призывать к мировой революции. Из местной истории нам известно, что в 1924 году долгодеревенские комсомольцы, узнав о волнениях английских рабочих, записали в протокол собрания, что готовы ехать в Англию, чтобы «совместно свершить мировую революцию».
В 1926 году написано знаменитое стихотворение Михаила Светлова «Гренада». Герой стихотворения «хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать». То есть молодой кавалерист тоже хотел приблизить мировую революцию.
Уж такое это было время – двадцатые годы.
Помощь МОПР, о которой упоминается в докладе, означало материальную помощь борцам за мировую революцию. В особенности тем борцам, что сидят в тюрьме или нуждаются в лечении. Международная организация помощи революционерам – это коминтерновский Красный крест. Кстати, идея помощи не была чуждой рабочим других стран. По сведениям из многих источников, в разных странах в организации МОПР к 1932 году состояло 14 миллионов человек, из них 9,7 миллиона – в СССР. В МОПР принимали даже детей старше 15 лет.
Судя по фразе «Результаты есть», долговчане в марте 1924 года поддержали МОПР деньгами и получили полагающиеся в этом случае значки.
В начале 20-х годов у партийных теоретиков – Ленина, Сталина, Троцкого и Бухарина – взгляды на мировую революцию кардинально разошлись. В ВКП (б) развернулась жесткая внутрипартийная дискуссия о построении социализма в отдельно взятой стране. Из дальнейшей истории известно, что на рубеже 20 и 30-х годов большевики упоминали о мировой революции гораздо реже.
Зато стройки в Союзе разворачивались одна за другой.
ЗА РУБЛЬ ДАВАЛИ 6 ДОЛЛАРОВ
В 1924 году бывшая станица была очень неоднородной по составу жителей. Долговские казаки, преданные царю, еще в 1919 году отступили с белыми в Китай. Кроме семей красных казаков, в Долгой жили семьи крестьян и так называемых разночинцев. Разночинцами тогда называли свободных ремесленников. Это были обувщики, шорники, бочары, пимокаты, портные, шапошники, иконописцы, ветеринары и даже золотоискатели. Работали по найму плотники, печники, каменщики и столяры.
Богатый предприниматель Иван Завьялов, живший на перекрестке нынешних улиц Свердловской и 50 лет ВЛКСМ, еще в начале века держал выездные тройки для челябинских богатеев. Его бизнесом был образцовый конный двор с породистым табуном, конюхами, возчиками. Зажиточные крестьяне также давали работу десяткам батраков на своих заимках в Касаргах и на полях вблизи Долгой.
По обе стороны нынешней улицы Свердловской, особенно в районе моста (брода), вели оживленную торговлю не меньше 20 самых разных магазинов и лавок. Время было еще доколхозное, власти разрешили тогда НЭП – новую экономическую политику.
…Из текста документа предельно ясно, какой вопрос простые долговчане в марте 1924 года посчитали самым главным. Стабильный рубль! Вот что докладывали долгодеревенские партийцы в Челябинск:
– О финансовой реформе проведено 6 общих собраний граждан. Люди очень интересуются этим мероприятием Советской власти и видят в этом укрепление экономической мощи страны.
В начале 20-х годов деньги ходили в обращении прямо-таки фантастические. Какая деловая жизнь, если на миллион нельзя ничего купить? В ноябре-декабре 1922 года на 4-м конгрессе Коминтерна Ленин говорил об этом так:
– Удастся нам стабилизировать рубль – значит, мы выиграли. Тогда все эти астрономические цифры – все эти триллионы и квадриллионы – ничто. Тогда мы сможем поставить наше хозяйство на твердую почву и на твердой почве развивать.
Люди пережили две деноминации. Было много путаницы, раздражения и непонимания. Но красные финансисты действовали по плану и не сворачивали денежную реформу. И вот в конце 1922 года была выпущена устойчивая валюта – советский червонец.
Червонец был обеспечен золотом и другими легко реализуемыми ценностями и товарами. Один червонец приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям. На мировом рынке он стоил около 6 долларов. Нашим практичным и деловым станичникам денежная стабильность не могла не понравиться.
МЫ ТАКОГО НЕ ВИДАЛИ НИКОГДА
По Долгодеревенской волости имеется 4 клуба, 3 библиотеки и 12 изб-читален, говорится в документе. Работает 2 сельскохозяйственных кружка и до 20 драматических кружков. Последняя цифра немного удивляет, ведь новых советских пьес тогда почти не существовало. Неужели ставили Островского, Грибоедова, Шекспира или Шиллера?
Скорее всего, молодежь просто была увлечена агитбригадами. То есть новыми стихами, частушками, агитками и сатирой на местные темы в стиле «Синей блузы». Но за двадцатью молодежными драмкружками нужен был, как видно, некоторый партийный надзор. Или контроль. Может, поэтому автор доклада успокаивает Челябинск суровой канцелярской фразой – «работа всех означенных организаций протекает в достаточно планомерном порядке».
Это было время надежд и перемен – весна 1924 года. Старшее поколение наших земляков вряд ли предвидело близкую коллективизацию или 1937-й год. Местные жители тогда тужили о жертвах кровавого июля 1919 года, когда брат шел на брата, а Долгая пять раз переходила из рук в руки. Позади был чехословацкий мятеж, а в 1921-22 годах станичные поселки косил голод…
Но молодежь жила будущим! И оно приближалось не где-то далеко, а в родной округе.
Всего через несколько лет в Долгой заговорило радио. Городские рабочие установили столбы и протянули электрические провода. Загорелись «лампочки Ильича».
К декабрю 1929 года на Магнитострое уже трудилось 3260 рабочих. Не дожидаясь американского проекта и утверждений, упрямые комсомольцы поселились в бараках и палатках. Они выполняли всю подготовительную работу вручную, имея только одну бетономешалку и одну камнедробилку.
А в 1933 году с конвейера Челябинского тракторного завода сошел первый трактор «Сталинец-60». Настоящий самолет разбрасывал по всей округе листовки. А в Челябинске накануне пошли трамваи.
* Слово «волость» в начале 20-х годов имело два значения. Во-первых, волостью называлась административная единица, скажем, крупное село с ближайшими деревеньками.
Во-вторых, в просторечии волостью долго еще называли само здание, где размещалось волостное правление. Многие помнят строки Сергея Есенина из стихотворения «Русь советская» (это как раз 1924 год):
Вот вижу я:
Воскресные сельчане
У волости, как в церкви, собрались.
Корявыми немытыми речами
Они свою обсуживают «жись».
В селе Долгодеревенском «волость», а позднее сельсовет, десятилетиями размещалась в разных зданиях на нынешней Свердловской улице.
Автор: Ирина Русакова
фото автора