Гусь лапчатый
Станичники два года собирали деньги, чтобы выстроить в Долгой каменный храм. И вот в 1832 году церковь утвердилась на плоском гранитном массиве на правом берегу реки – будто всегда здесь стояла.
…Но с самого начала стройки закрутилась какая-то странная история с землей. Тогдашний главный землемер в Челябинске намеренно тормозил отведение священнику и причту участков, положенных им по законам Российской империи.
Крохотной провинциальной Челябой в те годы неспешно управляли светские власти. А духовная власть была далеко – в Оренбурге. Так что в земельном ведомстве этот чиновник был сам себе голова!
Официальные дела в уезде вел поверенный (доверенный) Филипп Телицын. Казачий сын получил неплохое образование и знал законы. Но для надменного господина этот молодой человек был пустым местом. Правильно составленные бумаги начальник отправлял в долгий ящик.
Большая родня Филиппа Телицына с чувством вины отвечала на гневные людские расспросы. Да, бьется Филипп, только начальник сильно упрямый. «Гусь лапчатый», – сдержанно досадовали в ответ старики. «Да поди-ка, барашка в бумажке ждет», – рубили языкастые бабы-казачки.
Летом 1832 года Филипп Телицын составил прошение станичного правления епископу Оренбургскому Михаилу. В ответ Его Преосвященство с достоинством напомнил об «узаконенной пропорции пашенной и сенокосной земли», без которой освящать церковь будет нарушением.
Отец Петр и другие
Только через полгода Филипп Телицын освобожденно и благодарно перекрестился на новые купола. Дело пошло! На новые участки близ озера Узункуль вскоре прибыло начальство и 11 крестьян. Прихожане приехали как понятые, они представляли все станичные поселки. Обширные земли на нетронутых берегах были принародно переданы священнослужителям новой церкви.
Весной 1834 года при огромном стечении верующих в Свято-Троицком храме прошли первые службы.
В поселках нового прихода жили да хлеб растили отважные рубаки-казаки. Но и батюшки в Долгодеревенской церкви служили достойные. Не робкого десятка! Первого настоятеля в Долгую направили из челябинского Христорождественского собора. Батюшку не смутили ни заминки с землей, ни то, что едет в новое неосвоенное место. Священник Петр Михайлович Мамин всей душой взялся за улучшение всех храмовых построек.
Отец Петр много сил положил, чтобы объединить своих прихожан. Многие из них оставались старообрядцами (тогда говорили – раскольниками). Люди молились дома по древним заветам и не стремились в церковь, выстроенную на пожертвования казаков. Проповеди и убеждения действовали с переменным успехом. Уже при новом настоятеле в Долгой и в других близлежащих поселках «были проверены дома жителей, на предмет выявления крамольных икон». Тут и оказалось – в пастве все еще маловато единства.
Всегда с людьми
Жители шли в Свято-Троицкий храм за верой и опорой, со всеми бедами и радостями. Батюшки не оставляли людей без поддержки ни в голод, ни в войну, ни в эпидемию. В мае 1864 года, заразившись от больного прихожанина, долгодеревенский священник Василий Пономарев умер от тифа. Его вдова Екатерина осталась с детьми. Оплакивая мужа, Екатерина снова ожидала малыша.
А через несколько недель их ребятишки остались круглыми сиротами. В документах значилось – женщина умерла от родов. Но ведь она пыталась поднять мужа, несмотря ни на что, и скорее всего, тоже была больна.
Батюшке Василию было 43 года, матушке Екатерине – 36 лет.
Золотые годы Долгодеревенской церкви пришлись на период с 1891 по 1913 год. Больше 20 лет служения отдал храму иерей Димитрий Евладов. На сайте Сосновского Благочиния сообщается, что при отце Димитрии «было открыто церковно-приходское попечительство, церковно-приходская школа и народная библиотека-читальня. Каменная ограда была заменена на мраморную, деревянные решетки – на железные. Даже будучи почисленным по возрасту за штат, отец Димитрий продолжал жертвовать свои средства на поновление зданий храма».
Документ за 1891 год, который здесь приводится, как раз написан отцом Димитрием. Его преданность храму не знает границ. Какие-то бытовые проблемы?.. Да зачем же об этом писать? Он благодарен Богу и людям за то, что ему дано. В отчете в епархию батюшка, например, сообщает: «Для жительства Притчу имеются деревянные дома, построенные прихожанами на свои средства. Дома для жительства ОЧЕНЬ удобные».
Матушка Ольга
Каждый, кто вырос в Долгой, слышал эту историю. После бурного комсомольского «диспута» один из священников сложил с себя сан и уехал. Было это в двадцатые годы, в разгар движения красных безбожников.
Молодые атеисты торжествовали. Их лидер по имени Костя не раз потом хвастался своей победой над «предрассудками». Примечательно, что жителей Долгой в этой группе парней почти не было. И еще уточнение – Костины приятели участвовали в споре с оружием в руках.
Как такое могло произойти? Примерно в то время, рассказывают краеведы, в станице стояла воинская часть (может быть, ЧОН?) в три тысячи штыков. Это открыто недавно. По данным историка Андрея Любимова, станичные власти в одном из документов сообщали, что еду для бойцов поставляют в виде муки. Выпекать хлеб обязали местных женщин. Открыто казАчки не возмущались, но потребовали дополнительного топлива для печей. Запасали-то дрова на зиму лишь для своих семей, а тут вдруг такой расход.
О самом отце Евгении сведения противоречивые. Одни краеведы пишут «Ифантьев», другие «Инфантьев». Кто-то называет отчество Афанасьевич, кто-то Александрович. Все, что известно о нем в разных источниках, пока не дает возможность воссоздать точную картину этой давней драмы.
Но что в нашей Долгой передается из поколения в поколение, – так это добрая память о молодой жене священника, матушке Ольге. До революции она окончила гимназию, училась музыке в Петербурге. К моменту тех трагических событий у Ольги Ивановны подрастали дети. Станичные женщины помогли ей с малышами. По рассказам долговчан, после отъезда мужа Ольга не была сломлена и стала работать учителем. След ее теряется во времени…
Десять лет без права переписки
Последним настоятелем Свято-Троицкого храма стал священник Василий Агафонов. Биография настоятеля восстановлена его внуком по архивам бывшего НКВД.
Отец Василий всегда находился в центре бед и забот своих прихожан. С организацией колхозов на единоличников возложили налог самообложения в 10 раз больше, чем на колхозников. Долговчане выступили на сходе даже не с протестом – со стоном. Пощадите, мол, таких денег нам не собрать. В результате священник и руководитель общины были объявлены зачинщиками. Двух заступников приговорили по 58-й статье к десяти годам без права переписки. Позднее внук священника установил, что дед Василий был расстрелян на Золотой горе. Реабилитирован в 1959 году.
Храм в Долгодеревенском в 1932 году закрыли на долгие десятилетия. Колокола сбросили, иконостас увезли за реку в один из сараев из дикого камня. Храмовую живопись замазали лозунгами. С восточной стороны приладили деревянную лестницу к кинобудке, и церковь стала клубом.
Защита и счастье
В храмовом парке каждую весну по-прежнему буйно цвела сирень. Только над чудесными облаками больше не плыл колокольный звон. Церковь, построенная прадедами, и сирень за роскошной оградой навсегда остались для долговчан картинами рая на земле.
В 80-е годы мы беседовали с правнучкой основателя храма Анной Андреевной Белеховой-Кузнецовой. Это ее прапрадед Тимофей Белехов в числе 11 понятых выезжал в 1832 году на берег Узункуля. Другого ее предка наградили серебряной медалью за попечительство станичной школы. Александру Белехову было тогда 88 лет.
Времена изменились. Юность комсомолочки Ани пришлась на предвоенные годы. Возле церкви на ровной площадке (сейчас здесь редакция газеты) по выходным играл духовой оркестр, работала танцплощадка. А в клубе крутили «Веселых ребят» и «Трактористов».
Самыми счастливыми часами жизни Анна Андреевна назвала время, проведенное в храме в раннем детстве. Своды церкви давали ощущение всесильной защиты и тихой радости. В канун праздников детям поручали чистить серебряные оклады самых чтимых икон. Тишина, мягкий свет, благостное тепло. Самые благонравные казачьи дочери шести-восьми лет берут чистейшую березовую золу и до блеска восстанавливают красоту образов.
Возрождение
25 января 1997 года в райцентре Долгодеревенское состоялось собрание жителей по выборам приходского совета и ревизионной комиссии Свято-Троицкого храма. В состав совета были выбраны Ф.С.Храмцова, Л.Г. Колесникова, Н.К. Лисиенкова, Т.С.Такшеева и З.В.Новицкая.
Организатором, юристом и куратором от Сосновской администрации стала краевед, директор музея Любовь Григорьевна Колесникова. В марте приступил к своим обязанностям иерей Олег. В июне в Долгую приехал потомственный священник отец Иоанн Герасимов.
Здание храма передали приходу, позднее торжественно вручили свидетельство о праве на землю. Верующие заложили храмовый парк. Сажая деревья, еще раз убедились в незыблемой твердости гранитной скалы, на которой выстроена церковь.
Первым восстановленным приделом стал придел Покрова Пресвятой Богородицы. Создание образов и оформление придела на первых порах поручили народному художнику Валентину Ивановичу Кузнецову.
Наши дни
В 2012 году настоятелем Свято-Троицкой церкви был назначен иерей Георгий Артарьян. Объединение прихожан и украшение храма стали для него главным делом жизни.
Потребовалось немало труда, чтобы был восстановлен и украшен весь храм. Замыслу первостроителей XIX века и «античному» расширению здания ДК, предпринятому советскими архитекторами, надо было придать стилевое единство и величие. Получилось. 24 августа 2014 года Митрополит Челябинский и Златоустовский Никодим совершил великое освящение храма.
В наши дни Свято-Троицкий храм по-прежнему полон людьми. Как далекие предшественники батюшки Димитрий Евладов и Петр Мамин, настоятель Георгий Артарьян – человек не робкого десятка. Храмы Сосновского благочиния организуют сбор необходимого и доставку гумконвоев бойцам, откликаются на нужды солдат и их семей. С другой стороны, церковь продолжает помогать обычным старым и юным людям большого села. Каждому в наше время нужны вера, поддержка и участие.
Автор: Ирина Русакова
Фото: Андрея Мизерова и из архива редакции