Пятница, 30 мая, 2025
  • Войти
СОСНОВСКАЯ НИВА
  • Новости
    • Происшествия
    • Фотофакт
    • Благоустройство
    • Культура
    • Здоровье
    • Образование
    • Общество
    • Спорт
    • Экология
    • Экономика
  • Фотофакт
  • Проекты
    • Мнение
    • Наши партнеры
    • Пригород
    • Творчество
    • Энергия жизни
  • Реклама
  • Контакты
    • Сообщи, что случилось
No Result
View All Result
16+
СОСНОВСКАЯ НИВА
  • Новости
    • Происшествия
    • Фотофакт
    • Благоустройство
    • Культура
    • Здоровье
    • Образование
    • Общество
    • Спорт
    • Экология
    • Экономика
  • Фотофакт
  • Проекты
    • Мнение
    • Наши партнеры
    • Пригород
    • Творчество
    • Энергия жизни
  • Реклама
  • Контакты
    • Сообщи, что случилось
No Result
View All Result
СОСНОВСКАЯ НИВА
16+

Артефакты под микроскопом: древняя форма с берега Киржакуля продолжает удивлять

К 90-летию Сосновского района. Почему бронзовый век нашей протоцивилизации на самом деле был золотым.

Суббота, 20 апреля 2024 г.
в рубрике Главное, Культура, Новости, Общество, Топ 1
Время на чтение: 1 мин.
A A
0
Главная Главное

По следам находки

В связи с подготовкой юбилейного сборника в честь 90-летия Сосновского района директор местного музея Татьяна Жукова обратилась с запросом в Государственный исторический музей Южного Урала.

Как известно, в этом музее (одном из самых интересных современных музеев России) не первый год экспонируется древняя литейная форма, найденная в нашем районе. Более 10 лет южноуральские историки настойчиво изучают редкий артефакт. С уникальной формой сравнивают многочисленные предметы, найденные на других раскопках и относящиеся к тому же историческому периоду. Что же удалось выяснить?..

Артефакты под микроскопом: древняя форма с берега Киржакуля продолжает удивлять
Литейная форма. Фото предоставлено Государственным историческим музеем Южного Урала.

Общественная редакция сборника благодарит дирекцию музея за предоставленный развернутый ответ и профессионально выполненные фотоиллюстрации.

О ювелирной форме древнего мастера

Из работы доктора исторических наук Андрея Епимахова «Материалы к истории ювелирного дела
(бронзовый век Южного Зауралья)»

На восточном берегу Киржакуля

…Эта находка была сделана в 2007 г. в окрестностях п.Теченского (Сосновский район) в размыве восточного берега озера Киржакуль. Артефакт связан со слоем поселения Киржакуль I. На площадке поселения размером около 8000 кв. м были зафиксированы четыре впадины и собраны многочисленные подъемные сборы. По заключению автора обследования, керамический комплекс содержал алакульские, федоровско-черкаскульские и межовские черты.

Изделие представляет собой тальковую плитку трапециевидного сечения (88 * 62 * 13-15 мм) неправильной формы со сглаженными гранями. Боковые грани несут слегка заглаженные следы резки металлическим (?) лезвием. Видимо, первоначально мастер пытался придать ей форму, близкую к овалу. Однако в процессе эксплуатации (или изготовления) произошел слом вдоль одного из двух углублений для отливки стержней трапециевидного сечения. Судя по всему, именно эта поверхность обрабатывалась первой.

Артефакты под микроскопом: древняя форма с берега Киржакуля продолжает удивлять
Оборотная сторона
литейной формы. Фото предоставлено Государственным историческим музеем Южного Урала.

На этой стороне расположены четыре негатива разных изделий, лишь два из которых хорошо опознаваемы и культурно диагностируемы. Первый предназначен для изготовления круглой бляшки диаметром 25 мм с изображением креста и концентрическими окружностями по периферии. Крест образован тройными линиями, сходящимися в центральной точке (углубленной на 3 мм). Большинство линий имитирует тонкий чекан.

Очень близкие аналогии этому украшению происходят из материалов могильника Степное 7 и других алакульских памятников. Большинство украшений изготовлено из тонких пластин (фольги до 1 мм толщиной), вероятно, с помощью чеканки или штампа. Естественно, что рельеф лицевой и оборотной поверхностей дублируется. (В нашем же случае, судя по негативу и каналу для заливки металла, изделие было литым).

Серьги, розетки, декор

Не исключено, что внешний облик конечного продукта существенно изменялся в ходе следующих технологических операций. На такую мысль наводит облик одного из негативов литейной формы из материалов поселения Старо-Кумлякское, определяемого авторами ее публикации как «женские серьги в виде цветов» [Аркаим, 2009, с. 186]. При таком варианте интерпретации бляшки в дальнейшем могли использоваться как отдельные элементы декора.

Еще более загадочным выглядит негатив, образованный серией отверстий, соединенных, в свою очередь, системой линий. Три из них оконтуривают конусовидную фигуру, основание и верхняя (зауженная) треть которой пересечены отрезками. Окончания отрезков оформлены отверстиями, образующими крестообразные фигуры.

Венчает конус «розетка», состоящая из центрального и семи периферийных отверстий. Центральное, несколько асимметричное отверстие розетки углублено значительно сильнее остальных (5 мм) и могло использоваться для совмещения створок литейной формы.

Важными для интерпретации являются незначительная глубина рельефа и отсутствие литника – канала для заливки металла, который в других случаях обозначен очень четко (2-5 мм относительно плоскости).

Тем не менее этот сектор орудия мог выполнять функцию основы (матрицы) для изготовления украшений из тонких пластин металла, но не в технике литья, а в технике штамповки и/или чеканки. В этом случае, например, центральное углубление «розетки» могло служить для пробивания сквозного отверстия для подвешивания.

Бронза и (или) золото?

Ни один из негативов украшений на основной плоскости формы не имеет полных соответствий в материалах раскопок. Даже круглая бляха и ромбическая подвеска имеют существенные отличия в технологии изготовления. Объяснений данному обстоятельству может быть несколько.

Во-первых, мы имеем дело лишь с одной створкой. Толщина конечных изделий (блях и подвески) теоретически могла достигаться за счет совмещения со второй. Правда, в этом случае сложно обеспечить полноценное заполнение всего пространства, поскольку вязкость металла должна быть очень низкой (за счет собственных свойств материала или высокой температуры). Если использовалась относительно легкоплавкая оловянистая бронза, – завершающими операциями в этом варианте были проковка и прочеканка всей поверхности. Таким образом, литье в сложно профилированную форму практически теряет смысл, гораздо проще использовать пластину.

Иначе обстоит дело с драгоценными металлами, хорошо известными местному населению. Они более легкоплавки и пластичны.

На допущении об использовании в повседневной жизни этих материалов построена вторая версия, кажущаяся более основательной. Описанные изделия, отлитые из бронзы, были достаточно массивны, но применялись не как самостоятельные украшения, а в качестве штампа. Техника плакирования хорошо документирована в алакульских и предшествующих им комплексах.

Золотая (или серебряная) фольга за счет высокой пластичности легко принимает форму основы.

Что касается функциональности либо нефункциональности формы, то ее эксплуатация имеет прямое подтверждение в виде следов металла.

К сожалению, А.М. Юминовым (Институт минералогии УрО РАН) проведена только визуальная идентификация очень маленького по объему образца, глубоко и прочно застрявшего в каменной основе. Его извлечение для проведения аналитических операций требует частичного разрушения артефакта. Фрагмент каплеобразной формы размером 5-7 микрон имеет красновато-бурый оттенок.

Ценность для мастера

Высокая степень специализации в эпоху бронзы не кажется большой натяжкой, когда идет речь о ювелирном искусстве. Технологически это искусство никак не уступает в сложности, например, металлургии.

Редкость археологических находок литейных форм для украшений может свидетельствовать об их высокой ценности для мастера. Это может свидетельствовать также о сравнительно небольшом числе ювелиров в пределах социума.

Благодарности

Автор считает приятным долгом упомянуть автора находки ученика Теченской средней школы Д.Шагеева, а также его учителя В.А. Кандаурова, передавших форму на государственное хранение. Кроме того, словом и делом в изучении артефакта помогли Н.Б. Виноградов (ЧГПУ) и Ю.П. Чемякин (УрГУ), ознакомившие автора с неопубликованными аналогиями, а также В.В. Зайков, А.М. Юминов (Институт минералогии УрО РАН), проведшие петрографический анализ. Трасологические наблюдения и макрофотография выполнены А.Г. Берсеневым.

Артефакты под микроскопом: древняя форма с берега Киржакуля продолжает удивлять
Теченские школьники на раскопках Аркаима. Фото школьников – кружок «Юный археолог»

Исследование артефакта провел…

Андрей Владимирович Епимахов – профессор кафедры отечественной и зарубежной истории ЮУрГУ, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Научно-образовательного Центра евразийских исследований ЮУрГУ, специалист по эпохе бронзы, руководитель археологических экспедиций, автор многочисленных публикаций. С 2005 года Андрей Владимирович является членом Европейской Ассоциации археологов, с 2013 года – Всемирного Археологического конгресса.

Артефакты под микроскопом: древняя форма с берега Киржакуля продолжает удивлять
Андрей Владимирович Епимахов,
профессор кафедры отечественной
и зарубежной истории ЮУрГУ. фото ЮУрГУ

Руководитель раскопок древнего поселка на Киржакуле

Владимир Алексеевич Кандауров – учитель истории и обществознания Теченской школы Сосновского района, руководитель кружка юных археологов, научный руководитель исторических рефератов старшеклассников, организатор их участия в раскопках на Аркаиме и в Стране городов. Первым изучил полузатопленный озером древний поселок бронзового века на берегу Киржакуля. Создатель школьного музея с многочисленными экспонатами эпохи бронзы.

Артефакты под микроскопом: древняя форма с берега Киржакуля продолжает удивлять
В.А. Кандауров. Фото по нашей просьбе предоставила дочь Владимира Алексеевича, специалист администрации Теченского поселения.

Автор находки

Дамир Шагеев – в начале 2000-х годов – старшеклассник Теченской школы, участник кружка юных археологов, участник раскопок, автор одного из рефератов.

Стали ценить «черепки»

Благодаря Владимиру Алексеевичу Кандаурову, светлая ему память, изучение истории стало всеобщим увлечением в старших классах Теченской школы.

Обломки древних чаш, обработанных камней, металлические изделия непонятного назначения – все это ребята приносили учителю в огромных количествах. Директор школы Любовь Бухтаренко помогла юным исследователям создать музей.

Под руководством Владимира Алексеевича многие ребята систематизировали свои находки, защищали рефераты, выступали с интересными сообщениями перед сверстниками и взрослыми. Большой резонанс получило аргументированное выступление учителя истории Кандаурова на одной из научных конференций в Челябинске.

Собственно, после этой «информационной атаки» начинающих археологов в научной среде Челябинска появился интерес к совершенно не изученному древнему поселению на берегу Киржакуля. А местные жители перестали отбрасывать обломки древней керамики, пролежавшие на берегу более 4000 лет.

Артефакты под микроскопом: древняя форма с берега Киржакуля продолжает удивлять
Владимир Кандауров с участниками кружка на раскопках в Карталинском районе

«Вы отдали лучший артефакт!»

Так говорили некоторые краеведы и педагоги после передачи ювелирного диска-формы из района в областной музей. Другие любители истории спорили и не соглашались с этим мнением.

Как можно говорить, что форма «потеряна», если ее наконец стали изучать профессионалы? Прошлое нашего края и без того мало известно планете. Сенсационные открытия на Урале и в Сибири в мире как-то замалчиваются.

А киржакульская литейная форма доказывает, что у наших далеких предков были собственные неповторимые культура и искусство. Природа щедро подбрасывала уральцам золотые самородки и руду – почему бы не научиться плавить золото и медь? Ничего удивительного, что женщины в то время красовались в золотых украшениях. В древности считалось, что блеск и покачивание подвесок и сережек отпугивает злых духов (и привлекает любовь!). Золотая шейная гривна защищает жизненные силы. В своем неповторимом стиле украшались также кони, оружие, домашняя утварь.

Мы знаем о четырехтысячелетней «бронзовой» истории Урала еще очень мало. А о других эпохах – еще меньше. Главные открытия ждут впереди.

Артефакты под микроскопом: древняя форма с берега Киржакуля продолжает удивлять
Фрагмент чаши эпохи бронзы

Лекция профессора Здановича

Это собрание совета музея в Долгодеревенском в октябре 2013 года до сих пор помнят все участники. Челябинские ученые во главе с первооткрывателем Аркаима удивили тогда своей новой работой. Они привезли отливки с «нашего» каменного диска-формы. Не менее полутора часов Геннадий Борисович рассказывал об этих амулетах и украшениях и отвечал на вопросы.

Артефакты под микроскопом: древняя форма с берега Киржакуля продолжает удивлять
2013 год. Профессор Геннадий Зданович и его коллеги – гости Сосновского историко-краеведческого музея. Рассказ о механизме получения золотых и бронзовых отливок с каменной формы. Слева учитель Владимир Кандауров и директор музея Альбина Ванюкова.

На диктофонной записи особенно интересна его версия об отливке в виде фигурки лягушки. Этот амулет, по представлениям древних, помогал облегчить женщине роды.

Увлеченные историки как бы переносятся на машине времени в изучаемую эпоху. Вот как описывал поселок бронзового века на Киржакуле учитель Владимир Кандауров. В поселке были выстроены огромные, немного углубленные в грунт полуземлянки вытянутой формы. Жилища перекрывались прочными крышами с отверстиями для выхода дыма очагов. Зимы тогда были теплыми, и люди вели хозяйственную деятельность весь год.

Четыре жилища были установлены параллельно друг другу и соединялись широким крытым тоннелем. Если поселок погружался в снегопад, этот хозяйственный коридор помогал пережить непогоду. Люди бронзового века не испытывали ни голода, ни жажды. Рыбное озеро, богатый лес и домашние животные давали возможность делать запасы разнообразной еды. Врагов, судя по всему, в округе не было.
На этом мирном фоне в поселке спокойно работали гончары, лекари, сказители, охотники и собиратели, земледельцы, портные, плотники. Были умелые мастера по выплавке меди. И, как уже доказано, даже прекрасные ювелиры-златокузнецы, творившие красоту.

Автор: Ирина Русакова

Фото: Государственный исторический музей Южного Урала, из архива редакции, с сайта ЮУРГУ, семейного архива Владимира Кандаурова

Хештеги: артефактыКиржакульлитейная форма

На эту же тему

Херсонес, Аркаим, Киржакуль: на машине времени в древние века

Херсонес, Аркаим, Киржакуль: на машине времени в древние века

14.08.2024
В Сосновском районе построили новый мемориальный комплекс, посвященный воинам-землякам

В Сосновском районе построили новый мемориальный комплекс, посвященный воинам-землякам

11.06.2024
Пропавший 90-летний мужчина пришел в себя и вернулся домой

Пропавший 90-летний мужчина пришел в себя и вернулся домой

05.08.2022

Дедушку из Киржакуля нашли в окрестностях Шимаковки

05.08.2022
Следующая публикация
Размер социальных выплат медицинским работникам увеличился

Размер социальных выплат медицинским работникам увеличился

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Опрос

Цены на бензин выросли. Как реагируете?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Реклама  8 919 324 3888

LogoSN898
Сетевое издание "Сосновская нива" (16+) зарегистрировано в Роскомнадзоре
26.07.2022 г. Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 83638.
Учредитель: Автономная некоммерческая организация "Редакция газеты "Сосновская нива"
Главный редактор: Ворончихина Анна Анатольевна

Адрес редакции: 456510, Челябинская обл., с. Долгодеревенское, ул. Советская, 27а.
Телефон редакции: +7(351)4452368
E-mail: sosnovskayaniva@yandex.ru

Обладателем исключительных прав на материалы сайта является АНО «Редакция газеты «Сосновская нива». Без разрешения АНО «Редакция газеты «Сосновская нива» использование допускается исключительно в отношении материалов, представляющих собой текстовые сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер, в объеме не более 30% от оригинального текста при условии указания сайта-источника и гиперактивной ссылки на материал-источник.
Использование фотографий, видео, аналитических материалов без разрешения АНО «Редакция газеты «Сосновская нива» не допускается.

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Политика конфиденциальности

2015 — 2025 © АНО Редакция газеты Сосновская Нива
Производство сайта: Андрей Петрович Попов, 1988 — 2025.

No Result
View All Result
  • Новости
    • Все новости
    • Происшествия
    • Фотофакт
    • Благоустройство
    • Культура
    • Здоровье
    • Образование
    • Общество
    • Спорт
    • Спорт
    • Экология
    • Экономика
  • Фотофакт
  • Проекты
    • Проекты
    • Мнение
    • Наши партнеры
    • Пригород
    • Творчество
    • Энергия жизни
  • Реклама
    • Реклама на сайте
    • Бесплатные объявления
  • Контакты
    • Контакты
    • Сообщи, что случилось

Смотри в Footer Builder

Добро пожаловать! Мы уже соскучились!

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Войти
Выделено памяти сервера: 91.14MB | MySQL запросов в базу: 121 | Страница создана за 0,761 sec.