Житель Сосновского района планирует заняться сельскохозяйственным бизнесом и производить экологически чистые продукты. Соцконтракт помог мужчине получить государственную поддержку на развитие личного подсобного хозяйства.
В апреле мы встретились с человеком, занимающимся организацией своего сельскохозяйственного бизнеса. Зовут его Евгений Александров. Он уроженец поселка Томинского. На участке земли в несколько десятков соток Евгений Викторович планирует выращивать сельскохозяйственную птицу. Хозяин будущего птичьего бизнеса стал участником программы соцконтракта. Нам было интересно все, начиная от заявления на возможность получить государственную поддержку до последнего гвоздя, забитого в производственное помещение.
Из центра Томинского следуем за хозяйской машиной в сторону железнодорожного полотна, туда, где в былые времена рачительные томинцы засаживали гектары картофелем для собственных нужд. Сейчас на бывших полях выросли новые дома и появились целые улицы. Пробираемся по отсыпанной красным гравием дороге, потом по тропе. Участок у Евгения большой. На лицевой стороне улицы заложен фундамент будущего дома. За домом приусадебный участок, где будет ферма. И эта часть хозяину более интересна. Сейчас Евгений Викторович занимается строительством помещений для индюшиной фермы.
Евгений Александров интересен уже тем, что поменял город на деревню.
– Где родился, там и пригодился. Я честно пытался работать в городе. Точнее, в городах. Образование у меня экономическое, по специальности я менеджер. Занимался управленческой деятельностью в сфере бизнеса, работал в строительстве. Был директором щебеночного завода в Башкирии, начальником строительства в Москве. И все время ощущал, что жизнь в городе – это не мое. Семья у меня всегда находилась здесь. Супруга выросла в Челябинске, но сейчас она намерена жить среди тишины и чистого воздуха. На строительных объектах я всегда был один. И стоило определиться, где все-таки жить. На социальный контракт я вышел совершенно случайно, – рассказывает Евгений, когда мы осматриваем его владения.
– Сельское хозяйство, это же работа без выходных и отпусков, – замечаю я, – на такое решиться надо.
Евгений улыбается:
– Я с детства с этим знаком. Мои родители приехали работать в Томинскую школу по распределению более сорок лет назад. Папа и мама были учителями, но у нас всегда было полно животных: корова, бычок, поросята. После двухтысячных папа отказался от большого хозяйства, стал говорить, что сейчас зарплата позволяет купить и мясо, и молоко. А в девяностые мы выживали за счет подсобного хозяйства. Но у меня главной идеей стало то, что большинство людей, в частности, моя семья, должны есть продукты, выращенные по дедовским рецептам, без стимуляторов роста, витаминов, антибиотиков. Сейчас спрос на такое мясо, на такие овощи очень высок. Думаю, будет еще выше. И так получилось, что все составляющие совпали. Я давно подумывал о том, чтобы начать такой бизнес. И вот случился простой в работе. Зимой интерес к строительному бизнесу ослабел. А моя супруга Екатерина стала оформлять пособие на наших троих детей. Мы семья многодетная. В соцслужбе ей и предложили социальный контракт на организацию своего дела.
Я прошу Евгения Викторовича рассказать подробнее о первых шагах в получении соцконтракта.
– Чтобы супруга могла получать пособие на детей, я должен был встать на биржу труда и официально считаться безработным. Послушно выполнил просьбу супруги. Оказалось, при получении соцконтракта это одно из основных условий. Я принялся его изучать. Все-таки вопрос надо проработать. Были и юридические консультации, и проработка бизнес-плана, и работа с сотрудниками соцпомощи в Сосновском районе. Спасибо специалистам учреждения, которые все подробно рассказали, пояснили алгоритм действий и сопровождали от первых шагов до завершения процедуры.
– И вы на эти деньги взялись организовать новое дело?
– Это часть финансирования проекта. Начал я вкладывать свои сбережения, но и то, что получу, сразу же будет пущено в оборот. Сейчас строим на участке первые помещения. Инкубаторы куплены, уже есть договоренность с хозяйством, где есть инкубационное яйцо индюков породы хайбрид конвертер.
На первом участке планируем помещение для инкубаторов, переработки и хранения продукции, навесы для выгула. На второй площадке в быстро возводимых конструкциях, но достаточно теплых, будет жить птица. Имеем планы на гуся и утку, так как в аренде есть водоем. И производство кормов тоже планируем свое. Посчитали, даже с логистикой из Краснодарского края произведенный на собственном дворе корм будет обходиться дешевле, чем его сегодня предлагают специализированные предприятия.
Мы идем в помещение, в котором работы еще непочатый край. Евгений Викторович рассказывает, что строит пока своими силами, привлекает на строительные работы родственников, когда у них есть свободное время. Территория огорожена. Соседи не высказывают никаких претензий. У некоторых тоже имеется домашний скот. Жители села первыми почувствовали на себе изменения в экономике государства. Цены на некоторые продукты, строительные материалы, виды инструментов прибавили в полтора-два раза, а доходы большинства сельских жителей остались на прежнем уровне.
Спрашиваю Евгения, планирует ли он нанимать рабочую силу, все-таки организует в селе частный малый бизнес.
– Сельскохозяйственным магнатом я быть не собираюсь. Оцениваю создание своего предприятия в рамках получения доходов, чтобы семье хватало на жизнь и полноценный отдых, на возможность учить детей. Понимаю, что самому с производством не справиться, поэтому буду смотреть по ходу действия, как распоряжаться наемной рабочей силой. Естественно, что во время переработки продукции осенью и в начале зимы нужны будут рабочие руки. Летом при уходе за стадом тоже в одиночку не справиться. И рабочих на производство кормов нужно будет нанимать на постоянную работу, так как это, наверное, один из важнейших процессов.
Мы успеваем затронуть вопросы переработки и погрузиться в некоторые тайны сельхозбизнеса, которые раскрывать пока не будем. Мы сейчас являемся людьми заинтересованными. Например, я с большим удовольствием приехал бы еще раз к Евгению Викторовичу, но уже на ферму, чтобы купить его продукцию.
Мы сходимся на том, что для человека, вынашивающего идею и готового трудиться, социальный контракт – это большое подспорье. В середине апреля по соцконтракту на организацию самозанятости или частного бизнеса выделяли двести пятьдесят тысяч рублей. В конце апреля губернатор Челябинской области озвучил цифру в триста пятьдесят тысяч. Думаю, у каждого человека в деревне есть шанс попробовать начать зарабатывать самостоятельно.
Владимир Бреднев
фото автора