Этикетка с так называемым «светофором безопасности» на упаковке предупреждает о количестве нежелательных для вашего здоровья пищевых компонентов, содержащихся в продуктах питания.
В каждой цветовой ячейке указывается количество содержания поваренной соли, свободных сахаров, жиров и трансжиров. Маркировка аналогична сигналам обычного дорожного светофора: красный обозначает опасность, желтый – внимание, зеленый – безопасность.
Всемирная организация здравоохранения настаивает на снижении потребления продуктов с избыточным содержанием нежелательных для здоровья перечисленных компонентов. Цветовая маркировка позволяет быстро понять, сколько в продукте содержится соли, сахара, жиров и трансжиров с учетом суточной нормы их потребления. При повышенном содержании вредных для организма веществ цвет будет красным, при минимальном – зеленым.
Разноцветные графические изображения, например, в виде вертикальных полос на упаковке или на этикетке соответствуют содержанию в продукте одного из веществ: поваренная соль, добавленный сахар, жиры.
Также можно ориентироваться по простой таблице:
Если, например, в 100 г мясной продукции содержится более 1,75 г поваренной соли – покупатель увидит на упаковке графическое изображение красного цвета с указанием количества соли в продукте. Зеленый цвет информирует, что в 100 г продукции – не более 0,3 г поваренной соли. Диапазон между этими значениями – средний уровень содержания соли, о котором расскажет желтый цвет «светофора».
Цели «Светофора»
Снижение риска заболеваний, связанных с чрезмерным потреблением нежелательных продуктов питания: ожирения, проблем с сердечно-сосудистой системой, диабета и др.
Маркировка способствует:
- более тщательному анализу рациона питания;
- повышению заботы о здоровье;
- определению полезных и вредных качеств продуктов разных категорий (например, печенья, молочных продуктов, напитков и пр.);
- сравнению продуктов одной категории (например, йогуртов);
- сравнению одинаковых продуктов разных производителей (например, йогурты с различными добавками);
- улучшению качества пищевых продуктов.
С 2014 по 2018 годы в России отмечен рост показателей заболеваемости ожирением среди взрослых 2 раза. Прогнозируется его дальнейший рост. С 1975 по 2016 год число людей, страдающих ожирением, во всем мире выросло более чем втрое.
Зеленый цвет – здоровый выбор
Величины содержания пищевых веществ, соответствующих их низкому уровню, – зеленый цвет.
Красный – цвет опасности
Обозначение красным цветом дает понять, что выбор этой продукции менее желателен для здоровья. Величины содержания пищевых веществ, соответствующие высокому
уровню, – красный цвет.
Критерии содержания поваренной соли, сахаров и жиров, указанные в рекомендациях Роспотребнадзора, сопоставимы с аналогичными требованиями Агентства пищевых стандартов (Food Standards Agency) Великобритании.
Маркировка продуктов питания применяется во многих странах мира:
- в Финляндии более 20 лет красным цветом помечают продукты с повышенным содержанием соли. Потребление соли снижено вдвое, уменьшилось количество инфарктов и инсультов.
- в Великобритании многие производители еды и напитков добровольно наносят на упаковку разноцветные значки, показывающие уровень содержания в продукте сахара, соли и жира.
- в США производители обязаны помещать на упаковке дополнительные «подсказки» для покупателей: «рекомендуемая порция», «количество порций в упаковке» и т.д.
В мире предпочтение отдается маркировке на лицевой стороне упаковки с детальным указанием содержания питательных веществ. Используют цифровой или цветовой формат маркировки.
Цифровая маркировка GDA (Guideline daily amount – руководство по ежедневному потреблению) показывает процент содержания в продукте существенных с точки зрения здоровья питательных веществ – сахара, жиров, насыщенных жирных кислот и т.д. – от общего рекомендуемого количества потребления этих веществ в сутки. Если на упаковке указано: жиры – 52%, значит, съев этот продукт на завтрак, человек получит половину суточной нормы жиров. Данная система принята в США и большинстве стран Евросоюза. Она доказала свою эффективность, и количество заболеваний, связанных с неправильным питанием, в этих странах постепенно снижается.
Маркировка «Светофор» не является обязательной, но применяется с 2013 года на добровольной основе рядом компаний в Великобритании и в других странах Евросоюза.
Автор: филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области в с. Долгодеревенском»
Фото из архива редакции